Материализм и идеализм
Философы, бравшие за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от сознания, примыкали к различным школам материализма. Важнейшие его формы: стихийный, механистический и диалектический.
Стихийно-наивный материализм – представление об объективном существовании внешнего мира, не подкреплённое данными естествознания и обществознания.
Механицизм объясняет природу и общество законами лишь механиче-ской формы движения материи (Ф.Бэкон, Г.Гоббс, Б.Спиноза и др.)
Корни материализма уходят в адекватное отражение действительности на основе развивающейся практики, обобщения достижений техники и науки. Диалектический материализм опирается также на опыт развития цивилизации и культуры.
Позиция, по которой мир и человек объясняются исходя из духа, сознания, получила название идеализма. Объективные идеалисты (Платон, Гегель и др.) принимают за основу действительности некий всеобщий дух, а субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) – ощущения, в целом сознание воспринимающего субъекта.
Идеализм опирается на определённые основания:
А) отрыв познания от материи, абсолютизация отдельных сторон мыслительного процесса, преувеличение активной роли мышления порождает идеализм;
Б) уходящие с исторической арены господствующие классы и группы были заинтересованы в иллюзорном, скрывающем истинные материальные факторы, отражении действительности;
В) по мере усложнения общественной жизни в деятельности человека возрастает роль духовных компонентов: психики, интеллекта, сознания и бессознательности.
В рамках идеализма, несмотря на его изъяны, нередко выдвигались по-ложения, имеющие важное значение, особенно при анализе диалектики, структуры и функций человеческого мышления. Идеалистическое признание бестелесных феноменов предвосхищало научное разграничение вещества и поля, стимулировало развитие науки и искусства.
В основе информационного общества лежат два взаимосвязанных про-цесса: революция информационная, вызванная ростом информации (основание роста духовности социума), и революция в информационно-кибернетической технике и технологии как материальной основе движения информации. Развитие цивилизации и культуры (в последней имеются материальная и духовная стороны) – основа не только диалектического материализма, но и идеализма.