шпаргалка

Билет 2. Основные политические теории Древнего Мира

[ Назад ]

Политическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна, но одна черта роднила все политические мысли древности как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность.

В развитие политической мысли Запада исключительный вклад внесла Древняя Греция. Там сложился «античный способ производства» со значительным распространением рабовладения. Политический строй представлял полную противоположность восточным деспотиям. Формой политической организации служил полис (город-государство). Царская власть уступила место аристократии и рабовладельческой демократии.

На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. Обе системы отразили общественный и политический строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ.

Цель государства - общее благо, царь - отец подданных, которые не в праве предъявлять ему какие-либо требования. Правитель ответствен не перед людьми, а перед богами.

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в книге «Беседы и высказывания», составленный его учениками:

Государство – это большая семья. Власть императора - власть отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей. Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления. Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения на началах добродетели, и был противником насильственных методов правления. Основная добродетель подданных состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира.

В целом добродетель в трактовке Конфуция – это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала, человеколюбие, заботы о людях, почтительного отношения к родителям, преданности правителю. Ключевое, не законы, а нормы и принципы.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |