Билет№5
1. Соотношение сфер деятельности: социально-культурной, культурно-
просветительской, культурно-досуговой, или досугово-рекреационной за рубежом.
Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в
социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и
интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
СКД –это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного
развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки,
любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие
проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание
культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в
решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной,
экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД
и инициатив населения в сфере досуга.
КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению
многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами
(искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)
КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к
сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет
лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя
форм просветительской работы.
Рекреация - это специфический вид биологической социальной и физической
активности, сопровождающийся переживанием рекреаци¬онного эффекта. Рекреация как
феномен представляет разные пред¬метные сферы: отдых, досуг, свободное время,
игра. Атрибутами рекреации являются время и деятельность (проявление социальной
активности по отношению к окружающему миру и к са¬мому себе).
Рекреацию рассматривают и как досуг, выделяя основным призна¬ком свободу выбора
видов деятельности, в том числе и труд. В ее ос¬нове лежит мотивация поддержания
жизни, сопровождающаяся удо¬вольствием и радостью, отсутствием дискомфорта,
возможностью ис¬пользовать свой потенциал и реализовать способности.
Применяя понятие о досуге, рекреации и свободном времени нужно учитывать, что
досуг может быть рекреацией, когда он посвящен восстановлению физического и
психического нормального состояния (релаксацией), и что релаксация, со своей
стороны, может быть досугом, когда (если) происходит в свободное время и
направлена на саморазви¬тие личности.
2. Социально-культурная деятельность института церкви как фактор укрепления мира
и взаимопонимания между народами.
Во все времена, исполняя свою миссию на Земле, Церковь стремилась к достижению
единения народа, единения между народами, единения народа и власти. Но единения,
в первую очередь, духовного, ибо такое — духовное — единение и является самым
важным, самым необходимым. И дни прощания со Святейшим Патриархом Алексием
показали, что Русская Православная Церковь и православная вера продолжают
оставаться теми силами, которые могут помочь единению нашего общества, помочь
ему выработать общенациональную идеологию и общенациональную политику.
И эта работа уже идет в недрах Церкви и православной общественности. В этом
смысле, мне кажется, крайне важной является инициатива, выдвинутая в свое время,
по благословению Святейшего Патриарха Алексия II , Всемирным Русским Народным
Собором — обсуждение и утверждение основополагающих ценностей нашего общества.
Нужно сказать, что с момента своего возникновения в 1993 году, Всемирный Русский
Народный Собор стал важной интеллектуальной и духовной общественной площадкой.
Многие его инициативы, выдвинутые еще в 90-е годы прошлого века и тогда
воспринимаемые чуть ли как не оппозиционные, идущие вразрез с тогдашними
либеральными настроениями в политических верхах, сегодня стали общепринятыми и
вошли в государственные стратегии и программы. Но самое интересное состоит в
том, что ВРНС никогда не менял собственных идейных и духовных предпочтений, ибо
с самых первых своих начал постоянно обращался к нашему обществу с призывом
возрождения национальных традиций — в политике, науке, экономике, в социальных
отношениях, в образовании. Стоит напомнить только об одном обращении — о «Своде
нравственных принципов и правил хозяйствования», который был разработан ВРНС еще
в 2004 году. Фактически именно этим документом ВРНС предупредил всю страну о
том, что произошло осенью 2008 года — о надвигающемся кризисе в экономике. И
четко обозначил: главными причинами возможных бедствий станут безнравственность
участников экономической жизни — их алчность, скаредность, гордыня, эгоизм…
И самой главной заботой ВРНС была работа по возрождению традиционных ценностей
нашего общества, ценностей, устроенных на основе православной веры. Недаром в
рамках ВРНС прошло большое число соборных слушаний и конференций, на которых
обсуждались самые насущные проблемы исторического сознания, научной,
общественной и церковной мысли. И всегда ставилась задача соединения различных
форм существования национальной мысли. Здесь уместно напомнить о той поистине
подвижнической работе, которую проводили, к сожалению, покойные уже Эдуард
Федорович Володин и Сергей Артамонович Лыкошин по возрождению и аккумулированию
русской консервативной мысли в рамках так называемого «Консервативного проекта».
Своеобразным этапом в этой большой и осознанной деятельности по возрождению в
сознании наших современников традиционных ценностей стал X Всемирный Русский
Народный Собор. Тот всеобъемлющий разговор, который состоялся в 2006 году,
обозначил и напомнил современному человеку традиционные ценностные вехи,
питающие Россию своими соками вот уже более чем тысячу лет. Тогда было
решительно сказано о том, что либерально-гуманистические ориентиры во все
времена оказывались губительными для нашего народа и нашей страны, что
господство либерализма ведет страну, да и весь мир в тупик, в небытие (особенно
ярко эти мысли прозвучали в выступлении митрополита Смоленского и
Калининградского Кирилла). Наконец, тогда ВРНС напомнил всему миру, да и самой
России, что у нашего народа, у нашего государства должно быть собственное лицо,
собственное мнение, собственная позиция.
Более того, тогда, фактически, была выработана совершенно по-новому осмысленная
концепция прав человека, осмысленная с позиций православного мировоззрения. И
эта новая концепция показала, что традиционные православные ценности,
оказывается, могут стать серьезной духовной и идейной основой не только развития
России, но и всей человеческой цивилизации. Совершенно верно тогда митрополит
Смоленский и Калининградский Кирилл сказал о том, что необходимо использовать
все возможности «для обеспечения мировоззренческого вклада русской цивилизации в
построение мирной и справедливой жизни на нашей планете».
Разговор о традиционных ценностях, звучащий с трибуны Всемирного Русского
Народного Собора — это, по сути дела, мирское продолжение церковной проповеди,
ибо во все времена Церковь стремилась утвердить в народном сознании, в сознании
политиков, в сознании экономического класса, в политической практике, наконец,
традиционные православные ценности. И, между прочим, исполнение Церковью
подобной задачи — это тоже национальная традиция. Стоит напомнить, что на
протяжении тысячи лет Русская Православная Церковь и была тем важнейшим духовным
и идейным центром, в лоне которого шло постоянное осмысление исторической
реальности с позиций православной веры, а, следовательно, выработка курса
дальнейшего развития народа и государства. Именно в лоне Церкви формулировались
те духовно-политические идеалы и цели исторического бытия России, которым наш
народ следовал веками — «Третий Рим», «Новый Иерусалим», «Святая Русь». Именно
Церковь объясняла людям, как им необходимо жить, к чему стремиться. Иначе
говоря, объясняла нашему народу, нашим правителям смысл их жизни, смысл их
бытия, помогала народу найти путь к спасению. Так продолжается и поныне. Ибо эта
задача и была во все времена для Церкви главной.