шпаргалка

Билет№8

[ Назад ]

1. Вклад Ж. Дюмазедье в теорию досуга.

ДЮМАЗЕДЬЕ (Dumazedier) Жофр Роже (30.12.1915, Таверни) — франц. социолог.

Эмпирические исследования и их теоретический анализ привели Дюмазедье к мысли,

что досуг, или свободное время, в жизни современного жителя развитых стран

незначительно уступает рабочему времени и имеет тенденцию возрастать; а по

ценности, предпочитаемости, привлекательности — превзошел труд (мн. люди

предпочитают меньше зарабатывать, но иметь больше свободного времени). Как сфера

жизнедеятельности общества досуг также занял значит, место, вызвал развитие

целых отраслей экономики, досуговой инфраструктуры. Современный досуг не

является, как прежде, “приложением” к труду — отдыхом от него и подготовкой к

нему. Самоценный, самодостаточный характер досуга сделал его “независимой

переменной”. Автономизация досуга, изменение жизненных ориентации на досуг,

особенно у молодежи,— свидетельство коренных изменений в образе жизни,

наступления “цивилизации досуга”. В отличие от Фурастье, Д. отстаивает т. зр.,

что “цивилизация досуга” уже наступила. Идея “цивилизации досуга”, фиксирующая

качественными изменения в досуге, получила значит. распространение в зап.

социологии.

По мнению западных исследователей досуга (в частности французского социолога Ж..

Дюмазедье), такая его экономическая функция, как отдых после труда и подготовка

к дальнейшему труду, перестала быть главной. Более важным стало потребление

товаров и услуг, обеспечивающее производственный цикл. На основании эмпирических

исследований и их теоретического анализа Ж.. Дюмазедье пришел к выводу, что

время досуга в жизни современного западного человека почти не уступает времени,

затрачиваемому на труд, к тому же оно постоянно увеличивается. Что же касается

его ценности, то досуг предпочитают работе (люди хотят иметь как можно больше

свободного времени). Развитие досуга вошло в русло развития многих отраслей

современной экономики, проявилось в становлении инфраструктуры досуга в ее

современном мегамасштабе. Современный досуг — не приложение к труду, а

самодовлеющий феномен. По мнению Ж.Дюмазедье, автономизация досуга, сдвиг

жизненных ориентаций в направлении досуга — признак того, что мир вступает в

фазу “цивилизации досуга”.Эти идеи, высказанные еще в 60_е годы прошлого века,

сейчас не только не утратили актуальности, но и стали более наглядными как

адекватное отражение социальной реальности. В связи со стремительным

развертыванием процессов индивидуализации в течение всего XX века стоит вопрос,

касается ли это и досуга. Сейчас, когда человек работает ради того, чтобы иметь

возможность отдохнуть или развлечься, предоставляет ли инфраструктура досуга

такие возможности? При поверхностном взгляде кажется, что это так. Но даже без

точных статистических данных, к примеру, о количестве заведений досуга в

советской Украинеи в Украине независимой, можно высказать некоторые

предположения. У нас уже появились качественно новые заведения и формы досуга,

которых много, которые сильно фрагментированы и предлагают якобы индивидуальный

подход к клиенту. Но так ли это на самом деле? Разумеется, можно выбрать любой

концерт популярной музыки, любую радиоволну, любую марку одежды, любое кафе для

отдыха с друзьями, но при таком разнообразии теряется важность различий, а в

итоге нивелируется значимость выбора. Более того, структурированность досуга

эпохи модерна в соответствии с социальной структурой общества тоже утрачена.

Означает ли это индивидуализацию досуга? Нет, потому что это скорее исчезновение

границ, приводящее к унификации и подчиненности сферы досуга глобальным

тенденциям потери индивидуальности и замены ее квазииндивидуальностью.

В концепциях постиндустриального общества сфера досуга рассматривалась как

важнейшая социальная подсистема. Теоретический анализ крупных эмпирических

исследований, фиксирующих коренные изменения в образе жизни и досуге, лег в

основу концепции Ж. Дюмазедье, названной «цивилизацией досуга». По мнению

Дюмазедье, рождение этой цивилизации датируется 1960–1970-ми годами. Ж. Фридман

предложил концепцию компенсаторной функции досуга, который сглаживает социально-

профессиональные противоречия в процессе поляризации сфер труда и досуга. Ж.

Фурастье разрабатывал идею «цивилизации досуга» как модели постиндустриального

общества: начиная с определенного уровня экономического развития досуг,

приобретает все большую автономию от труда и становится самостоятельной

ценностью.

2. Области применения систем виртуальной реальности

Области применения систем виртуальной реальности.

Виртуальная реальность – разработка программ и технологий полноценной имитации

различных действий или форм поведения, внешне, психологически не отличающихся от

соответствующих реальных действий или ситуаций.

Термин ВР ввел американский ученный Джарон Леньер в 1984г. ВР есть интерактивная

графика в реальном времени с трехмерными моделями, когда комбинируется

специализированная технология отображения, погружающая пользователя в мир

модели, с прямым манипулированием объектами в кибернетическом пространстве. При

этом погружение означает создание полного впечатления пребывания в реальной

ситуации.

Основными техническими компонентами систем ВР является: компьютерные средства

построения трехмерных зрительных сцен и звукового стереосинтеза, специальный

нашлемный дисплей-видеофон, или специальные очки, и спец.костюм. Области

применения систем ВР очень обширны

Области обучения и тренаж.

ВР применяют в области разработок видеотренажеров, в США разработана система,

предназначенная для обучения танковых экипажей, после занятий на тренажере у

членов танковых экипажей резко повышается уровень боевой подготовки. Описывается

система ведения боя, предоставляющую арену борьбы различных включая воздушные и

наземные средства. Обучение представляет собой построение виртуального мира, где

предоставляются страны и люди говорящие на разных языках помогает обучению

иностранных языков.

Для обучения проведения эвакуации при чрезвычайных ситуациях, например при

пожаре. (скорость при распространении огня, газовых потоков и т.д.)

Область игр и развлечений.

Художники, артисты, а также целые фирмы, специализирующиеся в индустрии

развлечений, разрабатывают различные возможности применения ВР, для завлечения

новых зрителей. При помощи шлема вмонтированного в него двумя стереоскопическими

экранами и наушниками можно добиться почти полного погружения в мир компьютерных

фантазий.

Область виртуальные классы и виртуальные лаборатории.

Разрабатывается анализ систем обучения через компьютерные сети. Создаются

виртуальные классные комнаты, проведение конференций семинаров и т.д. создаются

виртуальные библиотеки ,в лабораториях специальное аппаратное обеспечение.

Область ВР в проектировании инженерных разработках и на производстве.

Можно изображать автомобили с мельчайшими деталями, разбирать автомобили и

собирать их, организовывать презентации, с помощью ВР можно учиться

проектировать, постройку домов, самолетов и т.д. На предприятиях: поддержка

интеграции различных моделей, моделирование ограничений, моделирование процессов

сборки, разборки виртуальных макетов изделий.

Виртуальная реальность в медицине.

В медицине для построения трехмерных рентгеновских снимков. Так же для детей с

ограниченными возможностями ВР является уникальной возможностью перемещаться в

виртуальном мире. ВР является терапевтическим и педагогическим инструментом. ВР

может помогать таким детям вырабатывать творческие, артистические проявления.

Виртуальная реальность в банковском и биржевом деле.

Банковским сотрудникам очень удобно отслеживать изменение стоимости рыночных

акций и т.д. система ВР сама фиксирует все данные о состоянии рынка и выдает их

пользователю в виде картинок на дисплее экрана. С экрана компьютера выдаются

самые последние данные о финансовой активности.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |