Билет№4
1. Соотношение категорий «досуг», «свободное время», «рекреация» в зарубежной
социологии.
Специфика социологии рекреации, отдыха и досуга обусловливается ее взаимосвязью
с социально-политической и экономической структурой общества и социальными
взаимоотношениями в нем. Именно они опре¬деляют те внутренние противоречия:
финансово-экономические, пси¬хологические, организационные как в теории, так и
на практике. Сис¬тема, содержание и функции досуга, его учреждений и организаций
оп¬ределяются политической системой, общей и политической культурой,
общественной моралью.
Обычно используют понятие «отдых», «досуг», «рекреация» как си¬нонимы. Понятие
«отдых» не вполне самостоятельное. Его смысл проясняет¬ся, если рядом стоит
другое слово - «труд». Обычно отдых представ¬ляют как фазу, заключающую трудовую
деятельность.
В обыденном смысле понятие «отдых» применяется в двух значени¬ях: как состояние
покоя (процесс отдыха) и как свободное от работы время, необходимое для
восстановления сил. Понятие «отдых» малоприменимо к прикладным нуждам. Его чаще
используют в качестве фундаментального понятия в ряду таких катего¬рий как
«деятельность», «труд», «личность», «общность».
«Отдых» - характеристика социально-биологического бытия и по¬этому целесообразно
отнести его к категории рекреации. Во многих концепциях зарубежных ученых
понятия «свободного времени», «досуга» и «рекреации»8 практически сливаются.
Наше обыденное поня¬тие «отдых» не всегда понимается как рекреация.
Рекреация - это специфический вид биологической социальной и физической
активности, сопровождающийся переживанием рекреаци¬онного эффекта. Рекреация как
феномен представляет разные пред¬метные сферы: отдых, досуг, свободное время,
игра. Атрибутами рекреации являются время и деятельность (проявление социальной
активности по отношению к окружающему миру и к са¬мому себе).
Рекреацию рассматривают и как досуг, выделяя основным призна¬ком свободу выбора
видов деятельности, в том числе и труд. В ее ос¬нове лежит мотивация поддержания
жизни, сопровождающаяся удо¬вольствием и радостью, отсутствием дискомфорта,
возможностью ис¬пользовать свой потенциал и реализовать способности.
Социологи выделяют несколько направлений в соотношении труда, отды¬ха и
рекреации.
Это - теория компенсации, утверждающая, что человек в процессе отдыха
компенсирует недополученное во время работы (теория слияния, повторения того,
чем человек занимался на работе). При этом мастерство распространяется на объект
рекреационной деятельности.
Рекреация» (лат. recreate -восстановление) было введено в обиход и медицинскую и
научную литературу римлянами. Рекреация - «отдых от службы, учения, праздники,
каникулы».
Нейтральная теория отрицает какую-либо связь между трудом и от¬дыхом. Она
подразделяет досуговую деятельность на социальную (се¬мья, круг друзей);
культурную (посещение театров, выставок, чтение книг); домашнюю (быт, хобби);
игровую (спорт).
Энергоемкими видами рекреации - досуга являются все виды спор¬та, в том числе и
экстремального; пешего и конного туризма, спортив¬но-игровой деятельности; в то
время как развлекательно-зрелищные мероприятия энергонакопительны.
С точки зрения энергообмена социолог А.С. Орлов считает, что репродуктивная и
продуктивная деятельность сосуществуют и совершаются одновременно, но
репродуктивная ха¬рактеризуется сбалансированными процессами энергообмена, а
про¬дуктивная - несбалансированными. Труд может быть достаточно
энер¬госберегающим, а отдых чрезмерно активным, энергоемким (люби¬тельская игра
в футбол, репетиция в хореографическом коллективе). Поэтому энергозатратные виды
деятельности относятся к рекреации. Т.е. любой вид деятельности, связанный с
физическим, духовным развитием личности и общественной активностью, может быть
энерго¬затратным и энергонакопительным (в обыденном понятии - активным и
пассивным). К примеру, чтение - активная духовная и физически пас¬сивная
деятельность.
Стенли Паркер считает, что трудно найти объективный подход к понятию и все
определения досуга делит на три группы: к первой он относит все время за
исключением затрат на сон, работу, еду и физио¬логические потребности; вторая
рассматривает досуг как деятельность на основе свободного выбора; третья
объединяет две первые и форму¬лирует досуг как деятельность на основе свободного
выбора.
Многие, в том числе российские, социологи разграничивают досуг свободное время.
Ж. Дюмазадье считает, что досуг - это определенные занятия, который индивид
осуществляет по своей воле - отдых, развлечение, совершенствование знаний,
повышение своей квалификации, участие в общее венной жизни - после того, как он
выполнит свои профессиональные общественные обязанности. А. Маркузе, напротив,
идеалом считает свободное время, а досуг, по его мнению, не свободен, поскольку
он администрируется бизнесом, политикой.
Применяя понятие о досуге, рекреации и свободном времени нужно учитывать, что
досуг может быть рекреацией, когда он посвящен восстановлению физического и
психического нормального состояния (релаксацией), и что релаксация, со своей
стороны, может быть досугом, когда (если) происходит в свободное время и
направлена на саморазви¬тие личности.
2. Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами.
Записоцкий