Билет №22
1. Финансирование сферы культуры в Австралии.
Как мы знаем, Австралия долгое время являлась колонией Великобритании. И
естественно, что устройство государства и прочие структуры работают по шаблону
английской модели, даже официальный язык Австралии – английский.
Как и в Англии, в Австралии существуют Советы, они регулируют вложения,
средства идущие на поддержание и развитие культуры в стране.
Примечательно то, что на исполнительское искусство идет около 2% средств, на
различные мероприятия около 1%.
В принципе, я считаю это правильным курсом, т.к. Австралия – это фермерская
страна, определенная фермерская культура, которая, конечно же, не может быть
совместима с высоким искусством, в таком виде в каком мы можем это наблюдать, к
примеру, в Англии. Вы нигде не слышите выдающихся литературных, музыкальных
произведений Австралии, но зато мы знаем о кенгуру и аборигенах. Кстати, что
касается аборигенов, то если в начале завоевания материка культура и традиции
аборигенов уничтожались, то в ХХ в. стали действовать иные тенденции, и сегодня
аборигены составляют главную достопримечательность Австралии, ставшей одним из
крупнейших центров мирового туризма.
В основном работа культурной политики проводится по месту жительства.
2. Виды и формы финансирования сферы досуга за рубежом
Финансирование искусства и организаций культуры (за исключением кинематографа,
поп-музыки и книгоиздания, которые сами производят ориентированный на прибыль и
тиражируемый продукт) в США осуществляется по четырем каналам: за счет доходов
от собственной деятельности, доходов от инвестиций, за счет средств, выделяемых
из государственного бюджета, и за счет поддержки, оказываемой частными и
корпоративными фондами. Собственные доходы (выручка от продажи билетов, рекламы,
от взносов членов профессиональных ассоциаций и др.) примерно на 55%
обеспечивают американские организации культуры необходимыми средствами. Еще
около 25% их бюджетов формируется за счет грантов частных и корпоративных
фондов, пожертвований частных лиц и компаний. 12% приносят инвестиции в ценные
бумаги и около 9% расходов покрывается из государственного сектора. Одно из
самых распространенных заблуждений — что в США вообще отсутствует
государственное финансирование культуры и искусства. Действительно, большинство
американских учреждений культуры являются частными, однако государство оказывает
ощутимую поддержку — преимущественно в виде грантов, а не в форме субсидий.
Важно отметить, что львиная доля государственной поддержки достается музеям и
библиотекам и лишь незначительная ее часть — исполнительским искусствам.
На федеральном уровне. В состав правительственных агентств входят несколько
структур, непосредственной задачей которых является финансовая поддержка
организаций культуры. В первую очередь, сюда относятся National Endowment for
the Arts (Национальный фонд поддержки искусства), Institute of Museum and
Library Services (Институт музейной и библиотечной службы), National Endowment
for Humanities (Национальный фонд поддержки гуманитарных наук) и National
Archives & Records Administration (Национальное агентство архивов и записей).
Национальный фонд поддержки искусства. Созданный в 1965 году фонд осуществляет
целевое финансирование творческих проектов, организаций культуры, отдельных
деятелей искусства, а также средств массовой информации. Бюджет Фонда в 2006
году составит 125 млн 660 тыс. долларов.
Институт музейных и библиотечных служб — это федеральное агентство,
распределяющее гранты между 15 тыс. музеев и 122 тыс. библиотек. Бюджет IMLS в
2006 году составит 262 млн 240 тыс. долларов, которые будут потрачены на
переоборудование музеев и библиотек, создание новых экспозиций, разработку
образовательных программ, а также на развитие проектов, способствующих
укреплению связей учреждений культуры с местными сообществами.
Национальный фонд поддержки гуманитарных наук финансирует в первую очередь
образовательные проекты и гуманитарные исследования. Кроме того, он выделяет
гранты на консервацию и реставрацию памятников культуры, издание классической
американской литературы, а также создание выставок и документальных фильмов,
посвященных американской истории и культуре.
Библиотека Конгресса США. Крупнейшая в мире библиотека является подразделением,
обслуживающим органы федеральной законодательной власти.
Национальное агентство архивов и записей. В состав этого федерального агентства
входит 18 федеральных архивов, а также 11 «президентских» (прежде принадлежавших
президентам США, а сейчас общедоступных) библиотек. Кроме того, NARA ежегодно
выделяет гранты (на сумму примерно в 10 млн долларов) на создание цифровых
архивов, издание документов и повышение квалификации архивистов, а также
проводит семинары для преподавателей школ и высших учебных заведений.
Конечно, расходы на поддержку культуры и искусства составляют ничтожную долю по
сравнению с другими расходами, в первую очередь с здравоохранением и
образованием — всего 0,049% от совокупного бюджета штатов. Тем не менее
поддержка культуры считается важной инвестицией в развитие местных сообществ,
создание новых рабочих мест и развитие творческих индустрий.
Фонды. Только с 1995 по 2001 год финансовая поддержка культуры и искусства со
стороны частных и корпоративных фондов выросла почти в два раза. Сложившаяся в
США за последние 40 лет система финансирования культуры доказала свою
жизнеспособность. Она адекватна как состоянию американской экономики, так и
запросам потребителей культурной продукции.
Развитие и становление форм КДД в Европе и на Западе прошло определенные ступени
развития, меняясь и совершенствуясь в зависимости от изменений потребностей
людей. Теперь, досуг в европейских странах и на западе представляет собой,
своего рода, интегрированную модель, включающую индивидуализацию, приватизацию,
атолизацию, усмирение.
И с течением времени формирование КДД подготовило почву для формирования
определенных моделей управления СКС, видов и форм финансирования сферы досуга.
Существует 3 модели управления СКС:
- централизованное управление
- создание советов
- полная децентрализация
Эти модели характеризуют формы финансирования сферы досуга.
Исходя из этого, можно выделить 3 вида финансирования сферы досуга:
1.централизованное (на примере Франции, все средства, выделяющиеся на
поддержание культуры и искусства, выделяются государством, здесь практикуются
го.заказы)
2. модель, в которой развитие СКС проходит посредством Советов существует в
Англии, Австралии. Государство не ведет активное вмешательство в сферу досуга и
культуры. Советы контролируют и отвечают за развитие данной сферы, проводят
культурную политику. Советы регулируют вопросы начиная от спонсирования
искусства до организации досуга разных возрастов.
3. чтобы понять 3-й вид финансирования, децентрализованную модель, следует
проследить, что означает само понятие децентрализованная модель.
Итак, первый тип модели (децентрализованный) характеризуется наличием двух
относительно независимых уровней государственной власти – федерального и
субфедерального. В основу этой модели положены особенности налоговой системы,
характеризующейся наличием параллельных и независимых друг от друга систем сбора
налогов, одновременное использование как национальным, так и субнациональными
правительствами одной налоговой базы, конституционное разграничение предметов
ведения и налоговых полномочий.
Основой формирования нормально функционирующей системы межбюджетных
взаимоотношений является четкое распределение компетенций между административно-
территориальными единицами разных уровней, которое происходит в трех сферах:
законодательстве, управлении и финансировании.
В Германии главными административно-территориальными единицами являются
федерация, земли (субъекты федерации, их 16) и общины (наиболее дробная единица
деления страны). Большинство задач решается федерацией и землями совместно.
Федерация финансирует объекты, имеющие общефедеральное значение, земли
обеспечивают средствами объекты регионального значения, общины финансируют все
местные социально-бытовые, образовательные, культурные и тому подобные
мероприятия.
В Германии в соответствии с Основным законом федерация и земли в финансовом
отношении независимы и ведут бюджетное хозяйство самостоятельно, общины же
являются частью земель, и их бюджеты подконтрольны землям. В Основном законе
есть раздел, посвященный финансам, в котором источники доходов (налоги)
закреплены за всеми тремя уровнями. Таким образом, в Германии сложилась
трехуровневая система бюджетных взаимоотношений.
Основная задача децентрализованной системы – это уменьшение различий между
провинциями. В ней децентрализация помогает адаптировать социальную политику к
местным нуждам, обеспечивая в то же время правительствам провинций доходы,
достаточные для поддержания стандартов общественных услуг при равных уровнях
налогообложения.