Научная парадигма.
ПАРАДИГМА – в методологии науки – совокупность ценностей, методов, технических
навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной
традиции в определенный период времени. Находит свое выражение в научных трудах,
научных школах и кружках, учебниках и т.п. определенной группы исследователей со
специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании ценностей
науки и объединенных научным этосом с определенными нормативно-ценностными
установками.
В лингвистике термин «парадигма» используется для обозначения конструкции,
служащей образцом склонения или спряжения изменяющегося слова или системы форм
изменяющегося слова.
Употребление термина «парадигма» в методологии науки было закрепленоТ.С.Куном.
Кун обратил внимание, что история науки не была линейным процессом, а
представляла собой смену научных парадигм, которые довольно жестко
регламентируют как выбор проблем, так и методы их решения в течение достаточно
долгих периодов времени. Так, аристотелевская физика функционировала в качестве
парадигмы от классической античности до позднего Средневековья; в течение всего
этого периода она задавала понятийный инструментарий и основное направление
научного поиска. Физические и математические открытия 16 и 17 вв., связанные с
именами Галилея, Декарта и Ньютона, создали ситуацию научной революции, в ходе
которой сторонники старой парадигмы столкнулись с приверженцами «новой науки». В
18 в. в качестве парадигмы научного исследования выступала ньютоновская физика,
которую в начале 20 в. сменила релятивистская физика с теорией относительности и
т.п.
Но когда встал вопрос о том, какова структура парадигмы, то здесь появлялись
большие сложности. Куна упрекали, что термин неопределенный и многозначный
(насчитывали до 60 разных смыслов его понимания). Кун в 1969-м в постскриптуме
ко второму изданиюСтруктуры научных революций (The Structure of Scientific
Revolutions, 1962), попытался объяснить структуру парадигмы.
Для него нормальная наука – это когда парадигма устойчива, что позволяет решать
конкретные задачи. Ломка парадигмы – это революция.
В дальнейшей разработке понятия парадигмы Кун пользовался термином
«дисциплинарная матрица».
Это понятие, в современном смысле слова, введено американским физиком и
историком науки Томасом Куном, который выделял различные этапы в развитии
научной дисциплины:
допарадигмальный (предшествующий установлению парадигмы);
господства парадигмы (т. н. «нормальная наука»);
кризис нормальной науки;
научной революции, заключающейся в смене парадигмы, переходе от одной к
другой.
Согласно Куну парадигма — это то, что объединяет членов научного сообщества и,
наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих определенную
парадигму. Как правило, парадигма фиксируется в учебниках, трудах ученых и на
многие годы определяет круг проблем и методов их решения в той или иной области
науки, научной школе. К парадигме можно отнести, например, взгляды Аристотеля,
ньютоновскую механику и тому подобные вещи.
• Стадии развития и смена парадигм:
• эволюция научного знания – формирование, конкуренция и смена парадигм;
• научная революция.
Психологические парадигмы
В этом задании мы познакомимся с тремя основными парадигмами психолигии. На
самом деле парадигм в психологии куда больше. Но для того чтобы их всех
перечислить и подробно рассмотреть потребуется отдельный курс. Мы во все эти
глубины и омуты пока не полезем. Мы рассмотрим три наиболее важные парадигмы:
естественно-научную, гуманитарную и практическую. Основанием для такого деления
служит исходный образ, на который ориентируется в организации своей структуры
психологическая парадигма.
Естественно-научная парадигма
Естественно-научная предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний
о мире. Для нее характерны две установки, роднящие ее с классическим
естествознанием: ценность объективного знания (познание объективных законов) и
ценность новизны (постоянное увеличение объективного знания о мире как результат
исследования). Способ построения знания: гипотеза, подтвержденная экспериментом.
Критерием является воспроизводимость результатов, то есть, выявление общих
зависимостей и законов. Основной вид деятельности ученого — исследование, где
человек рассматривается как объект, стало быть, его невозможно изучить как
субъект, его человеческую сущность, духовную сущность и индивидуальность.
Бихевиоризм — это попытка объяснить человека с точки зрения естественно-научной
парадигмы.
Гуманитарная парадигма
Гуманитарная, понимаемая как "человеческое измерение", вводит понятие духовной
жизни человека. Единичное событие уникально и не требует установления
закономерностей. Гуманитарное знание предполагает переход от факта к смыслу, от
вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Субъект не может изучаться как
предмет, так как он постоянно развивается. Субъект обладает внутренним опытом,
который влияет на поведение человека. Без его учета исследование невозможно.
Гуманитарный подход исследует собственно человеческое в человеке, его
субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смысл жизни.