шпаргалка

[ Назад ]

Начиная с ХV века во всех сферах жизни европейского человека (социально-экономической, политической, моральной, художественной, научной, религиозной) происходит целый ряд существенных изменений, знаменующих начало новой эпохи.Радикальные социально-экономические и технические изменения имели своим следствием коренной перелом и в духовной жизни. Если в эпоху феодализма культура и наука были во власти духовенства, не допускавшего даже самомалейшего отступления от церковных догм, то теперь духовная диктатура церкви была сломлена. Человеческий ум, скованный до этого времени произволом римских первосвященников и путами схоластических догм, почувствовал потребность скинуть с себя непрошеное иго. Возникает культура, получившая название «гуманизм» (лат. humanus – человечный). Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, и потому она вошла в историю под именем «Возрождение» или по-французски «Ренессанс». Ренессанс представлял собой грандиозное явление духовного «восстановления», в котором возвращение к античности означало оживление источников. Во всех областях культуры Возрождения старые идеи и традиции сталкиваются с новыми. Особенно остро это столкновение происходило в философии. Одной из существенных задач философии было отчистить античную философию от схоластических деформаций, сделать доступным ее подлинное содержание, чтобы оно могло служить источником и опорой нового мировоззрения. Важнейшей особенностью философии Возрождения является ее земная направленность. В противоположность принципу теоцентризма, характерному для средневекового мировоззрения, философы-гуманисты разработали принцип антропоцентризма (гр. аnthropos человек). Отнюдь не отказываясь от понятия Бога, в фокус своей философской мысли они поставили активно действующего, а не только пассивно уповающего на всемогущество Бога, человека. В противоположность потустороннему царству Бога некоторые гуманисты выдвигали идеал «царства человека», которое возможно осуществить в реальной земной жизни. Подкрепление и конкретизацию такого идеала они искали в различных памятниках античной культуры, противопоставляя их аскетическим идеалам культуры средневековья. Таким образом, если в центре внимания античной философии был космос, средневековой – Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания философии оказывается человек. Причем в отличие от античного или средневекового, возрожденческий человек – творец собственной жизни и судьбы. Самоутверждение, осознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Влияние этих идей на человека нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, беспрецедентное расширение пределов личной свободы дало индивиду возможность чувствовать себя творцом собственной судьбы и жизни. Но с другой стороны, эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила человека над остальным живым и неживым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни и безграничного индивидуализма.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |