шпаргалка

[ Назад ]

В противоположность рационализму Декарта принципы эмпиризма, провозглашенные Ф. Бэконом, получили свое дальнейшее развитие у английских философов XVII века. Линию материалистического эмпиризма Бэкона и Гоббса в Англии продолжил Джон ЛОКК (1632-1704). Локк убежден, что благо человеческого рода невозможно без обращения сил и веществ природы па службу практическим потребностям людей. Но чтобы овла¬деть природой, надо ее успешно познавать, а для этого - уточнить характер существования и свойств внешнего мира, а затем структуру и механизм познавательной деятельности человека. Свое учение о познании Локк начинает с критики учения Декарта о «врожденных идеях». Он отрицает любую форму врожденности и стремится самым скрупулезным образом доказать, что идеи, в особенности принадлежащие к принципам, не наследуются, но приходят всегда и только лишь из опыта. Наш разум может разными способами комбинировать получаемые из опыта идеи, но никоим образом не может сам производить даже простые идеи. Однако в своей критике «теории врожденных идей» он непоследователен. С одной стороны, пытается доказать, что идея Бога находится в ряду других идей и не является врожденной, а с другой, - склоняется к тому, что эта идея становится обязательной для всех, так как целесообразность природы невозможно объяснить иначе, как проявлением существования Творца. Краеугольным камнем теории познания Локка выступает тезис о происхожде¬нии всего человеческого знания из индивидуального опыта. Хотя сенсуалистическое положение «нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в ощущениях» высказывалось уже Гоббсом, всесторонне разработать обоснование эмпиризма в плане материалистического сенсуализма выпало на долю Локка. Если Бэкон обра¬щался к опыту как к чему-то просто наличному, то Локк стремится выяснить его происхождение, развитие и строение. Локк - приверженец эмпиризма. Правда, он не отрицал и роли разума в организации познавательной деятельности. Но все-таки роль разума он ограничивает простыми эмпирическими суждениями, и от него берет свое начало антирационалистический принцип непосредственной данности и элементов чувственного опыта. Весьма важным элементом либеральных воззрений Локка следует считать его идею о том, что верховным сувереном в государстве является не правитель, как это было у Гоббса, а нация. Если правитель поступает вопреки естественному праву и извращает законы, то подданные вправе расторгнуть соглашение с ним и, используя право на самозащиту, ниспровергнуть безответственного правителя. Значительной составной частью рассуждений Локка об упорядочении общества является его учение о разделении власти на законодательную, исполнительную и федеративную, что служит предотвращению злоупотребления властью.

Локк критиковал принцип авторитарности как в области политики, так и в области мышления. Он был одним из первых, кто изложил принцип терпимости. Большинство людей, если не все, замечал он, неизбежно придерживаются различ¬ных мнений, и при всем различий мнений всем людям следует соблюдать мир и выполнять общий долг человечности и дружелюбия.

В начале XVIII века материалистическое направление в английской философии подверглось нападкам со стороны защитников религии и идеализма. Наиболее видным представителем идеалистической традиции эмпиризма был епископ Джордж БЕРКЛИ (1684 - 1753).Уже первые шаги Беркли на поприще философии отчетливо определили те цели, которым он посвятил свое творчество: сокрушение материализма и свободомыслия, обоснование субъективного идеализма, защита и пропаганда религиозно¬го учения. Именно в материализме он видел главного противника, опору безбожия, философскую основу атеизма. Свободомыслящие субъекты, заявляет епископ, искажают человеческую природу и роняют достоинство человека до уровня убогой и ничтожной жизни, наше бессмертие они пытаются заменить маленьким отрезком времени.

Борьба против материализма и защита религиозных верований осуществляется им как чисто философскими средствами, так и превратным истолкованием данных математики и естествознания. К философским средствам критики материализма относятся крайний номинализм и идеалистически переработанный сенсуализм. Номиналистические спекуляции Беркли направлены в первую очередь на дискредитацию понятия материи.

Категорию материи Беркли считал основной категорией, исходной предпосылкой всех форм материалистических мировоззрений. Именно поэтому он направляет против нее острие своей критики. «Нет надобности рассказывать о том, - говорит Беркли, - каким великим другом атеистов во все времена была материальная субстанция. Все их чудовищные системы до того необходимо зависят от нее, что раз будет удален этот краеугольный камень, - и все здание неминуемо рухнет».

Для обоснования субъективности всех чувственно воспринимаемых качеств Беркли последовательно очищает сенсуализм Локка от элементов материализма, усиливает в нём идеи, допускающие возможность субъективно идеалистической интерпретации. Эту возможность Беркли использует в полной мере. Исходным пунктом его концепции становится учение Локка об объективности первичных и субъективности вторичных качеств. Беркли прилагает немало усилий для того, чтобы доказать субъективность не только вторичных, но и первичных качеств вещей. Категорически отвергая принцип отражения объективного мира в ощущениях и восприятиях, он заявляет, что ощущения информируют нас только о самих себе и ни о чем сверх того, они не могут быть похоже на что-либо, отличное от них самих. Поэтому в ощущениях и восприятиях нет и быть не может никакого объективного содержания, весь чувственный опыт по своему содержанию полностью субъективен. Бессмысленно говорить о существовании вещей вне их воспринимающего субъекта. Не случайно центральный принцип его философии гласит: «Существовать - значить быть воспринимаемым» (esse est percipi). Все вещи являются «комплексами наших ощущений», они существуют не сами по себе, а только лишь в наших ощущениях и восприятиях.

Сенсуалистическую традицию английской философии Нового времени продолжил Давид ЮМ (1711-1776). Юм испытал влияние Локка и Беркли, но в своем учении об источнике ощущений отошел от них: если Локк видел источник наших ощущений во внешнем материальном мире, Беркли - в духе, то Юм заявляет, что ощущения также мало говорят о существовании материальной или духовной субстанции, как и о не существовании их. Следовательно, Юм, в отличие от своих предшественников, - скептик. Наш разум, говорит он, оперирует лишь с содержанием наших ощущений, но не с их источником, и поэтому мы не можем отдать предпочтение ни одному из двух противоречащих друг другу и равносильных утверждений. Таким образом, вопрос о существовании или не существовании материальных объектов, вызывающих наши ощущения, остается открытым.

Согласно учению Юма, задача знания - не адекватное познание бытия, а способность быть руководством для практической ориентировки, гарантией чего является не теоретическое знание, а вера . Творческая сила мышления не простирается дальше возможности связывать, переставлять материал чувственного опыта. Как существо теоретизирующее, человек несведущ и бессилен: «Результатом всей философии, с которым мы встречаемся на каждом шагу, несмотря на все наши усилия избежать его, является познание человеческой слепоты и слабости» .

Скептицизм Юма проявился и в его учении о причинности. Существует ли причинно-следственная связь или не существует, не доказуемо, говорит он, ибо отсутствуют какие-либо основания, которые делали бы оправданным выбор между этими суждениями.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |