шпаргалка

[ Назад ]

Рационалистическая традиция новоевропейской философии, у истоков которой стоит Декарт, нашел много продолжателей. К наиболее выдающимся из тех, кто существенно способствовал обогащению и развитию рационализма в последекартовское время, принадлежат нидерландский философ Б.Спиноза и немецкий философ и математик Г.Лейбниц.

Бенидикт СПИНОЗА (1632-1677) в своем творчестве отразил прогресс в развитии нового способа производства, подъем культуры и науки в стране и некоторые политические убеждения радикальных слоев нидерландской буржуазии.

Исходный пункт философии Спинозы - учение о субстанции, которую он называет Богом, или природой. Существует, говорит Спиноза лишь одна субстанция – Бог, или природа, которая есть причина самой себя (causa sui) и не нуждается для своего существования ни в чем другом. Это учение о единстве мира примыкает к традиции натуралистического пантеизма, виднейшим представителем которого в свое время был Джордано Бруно. Продолжая традиции пантеизма, Спиноза растворяет Бога в природе и преодолевает дуализм Декарта по отношению к природе и в значительной мере по отношению к человеку. «Абсолютно бесконечного и вечного Бога» он отождествил с природой, но не с эмпирической, чувственно данной природой, а умопостигаемой, интуитивно представляемой.

Субстанция у Спинозы выражает себя в атрибутах - основных и неотъемлемых свойствах. Поскольку субстанция бесконечна, то и атрибутов бесконечное множество, хотя конечному человеческому уму открывается только два из них: протяжение и мышление. В противоположность Декарту, дуалистически противопоставившему протяжение и мышление как две абсолютно самостоятельные субстанции, Спиноза видит в них два атрибута одной и той же субстанции. При этом движение не входит в число атрибутов субстанции.

В учении о познании Спиноза развивает рационалистическую традицию. Подобно Декарту, Спиноза не пренебрегает совсем значением чувственного, опытного знания. Но он расценивает его как низшую разновидность знания, в содержании которого могут быть лишь беспорядочные, шаткие и не ясные чувственные восприятия и образы. Чувственная форма познания ограничивается частными случаями, она не передает связи и отношения, не постигает общего порядка природы, всегда фрагментарна, а поэтому неадекватна и недостоверна.

Познание второю рода, называемое Спинозой рациональным (ratio), является познанием собственно научным; оно находит типичное выражение в математике, геометрии и физике. Рациональное познание устанавливает причинную цепочку в ее необходимости, ему свойственно рассматривать вещи не как случайные, а как необходимые. Поэтому речь идет об одной из форм адекватною познания, даже если она не самая совершенная.

Третий род познания получил у Спинозы наименование интуитивного. Только оно дает наиболее глубокую теорию, подлинную философию. Особую роль при этом Спиноза приписывает интуиции, которая у него приобретает новую (по сравнению с ее картезианской трактовкой) функцию - функцию постижения мира в его целостности. С помощью интуиции, отрешившись от смущающего действия чувства, только и можно постичь вполне адекватные истины, выражающие наиболее глубокие сущности вещей.

В первом роде познания нет различия между истинным и ложным, но уже во втором роде истинное и ложное различаются, a в третьем - тем более. Спиноза различает три вида основных аффектов: радость, печаль и вожделение. Эти основные и другие производные от них аффекты вырастают не из каких-то моральных побуждений человека, а из его стремления, подобно другим существам и предметам природы, к самосохранению и собственной выгоде.

Определенное завершение европейский рационализм получил в философии Готфрида ЛЕЙБНИЦа (1646-1716), который так же, как и Декарт и Спиноза, развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Лейбница не удовлетворил ни декартовский дуализм субстанций, ни спинозовский монизм. Отвергнув учение Спинозы о единой субстанции как учение, ведущее к исключению из мира вещей активности (активна только лишь субстанция, а все вещи природы пассивны), Лейбниц утверждает, что любая вещь есть субстанция, и, следовательно, число субстанций бесконечно. Каждая субстанция есть «единица бытия», или монада (гр. monados единица). Монада не материальная, а духовная единица бытия, своего рода духовный атом. Субстанции-монады бесконечно малы и в тоже время они неисчерпаемы, ибо бесконечно содержательны. Они вечны, полны колоссальной активности, им присуще упорное стремление реализовать себя в действительности и саморазвиваться. Каждая монада представляет собой некий мир сам по себе, при этом, однако, отражает весь мировой порядок в себе. Одним из основных свойств монад является то, что у них «нет окон, через которые что-либо может войти или выйти». Это означает, что каждая монада - замкнутый в самом себе мир, невосприимчивый к каким-либо побуждениям или влияниям извне. Иными словами, ни одна монада не может оказать какого-либо влияния на внутреннее бытие другой и никакая из них не испытывает воздействия другой. Как же тогда осуществляется взаимосвязь и взаимосогласованность между монадами вообще, между монадой духовной и монадой материальной, в особенности? Лейбниц должен был объяснить, каким образом осуществляются отношения, с одной стороны, между бесконечным числом самостоятельных субстанций, а с другой, - между душой и телом (поскольку каждая монада есть и душа и тело). В результате поисков решений указанных проблем Лейбниц пришёл к выводу, что отношения между монадами - это отношения «предустановленной гармонии». Систему «предустановленной гармонии» Лейбниц поясняет на простом примере маятниковых часов. Пусть имеем пару маятниковых часов, работающих абсолютно синхронно. Их синхронность может быть обеспечена одним из трех способов: 1) конструкция часов такая, что первые часы воздействуют на вторые, обеспечивая тем самым их синхронность; 2)часовщик непрестанно приводит их в соответствие, регулируя их ход, синхронизирует их; 3) их конструкция настолько совершенная, что эта пара часов всегда самостоятельно показывают одно и то же точное время.. Бог создал всех монад взаимосогласованными, причем основанием согласованности каждой из них со всеми остальными является их собственная природа. «Предустановленная гармония» является неким внутренним порядком всего мира монад, преодолевающим их изолированность. Другой характерной чертой монад является их качественное отличие друг от друга. Если бы монады были полностью тождественны, они были бы неразличимы. В этой связи Лейбниц формулирует свой известный принцип тождества, согласно которому две вещи считаются тождественными, если и только если все свойства у них одинаковые. Тогда перед нами не две различные вещи, а одна и та же вещь под двумя именами. «Полагать две вещи неразличимыми означает полагать одну и ту же вещь под двумя именами». Самое малое отличие одной вещи от другой достаточно для того, чтобы эти вещи были различными вещами. Исходя из этого, Лейбниц утверждал, что все в мире неповторимо и уникально, любая вещь или процесс отличается от всех других и никогда полностью не повторяется. Философия Лейбница содержала множество импульсов для дальнейшего развития мышления, многие идеи из нее были восприняты и развиты немецкой классической философией.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |