шпаргалка

[ Назад ]

Людвиг ФЕЙЕРБАХ (1804-1872) рассматривал свою философию как завершение и вместе с тем преодоление учения Гегеля. Он, в отличие от Гегеля, исходит из того, что реальным субъектом разума является человек и только человек. Человек же в свою очередь должен рассматриваться в неразрывном единстве с природой. Променяв теологию на философию и покинув пределы «священной страны», подчиненной теологии, поясняет Фейербах, мой разум стремится в далекий мир, где «я хочу прижать к своему сердцу природу, перед глубинами которой отступает в ужасе трусливый богослов, я хочу полюбить человека, но всего человека, которого может понять не богослов, не анатом или юрист, а только философ».

С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, согласно Фейербаху, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Так возникает иллюзия: человек рассматривается как творение Бога, ставится в зависимость от последнего и лишается свободы и самостоятельности. Для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек – не творение Бога, а часть – притом наиболее совершенная – вечной природы.

Центральный вывод философии Фейербаха состоит в том, что упразднение веры в лучшую жизнь на небесах заставляет человека искать ее в земном мире и с этой целью изменять сами обстоятельства.

В теории познания Фейербах последовательно защищал мысль о познаваемости мира и утверждал, что процесс познания имеет своим базисом чувственные восприятия, ощущения, созерцания. Он считал, что только то мышление реально, которое определяется и направляется чувственным созерцанием. Вместе с тем гносеология Фейербаха не односторонне сенсуалистична, ибо мышление понимается в ней как необходимая и в известном смысле высшая познавательная способность - именно мышление, опирающееся на чувства, открывает научные и философские истины. Правильно подчеркивая единство ощущений и мышления в процессе познания, Фейербах, однако, не видит, что переход от чувственного отражения внешнего мира к его отражению в теоретическом мышлении носит сложный скачкообразный характер. Подвергая критике мышление, отрывающееся от своей чувственной основы, он не увидел связи теоретического познания с практикой. Материальная практика представляется ему чем-то чуждым и даже враж-дебным философии и теоретическому мышлению вообще.

Социальной философией Фейербах основательно не занимался и даже не чувствовал в этом потребности, и поэтому его социальная философия редуцирована к этике. Этика Фейербаха - эвдемонизм (гр. еudaimonia счастье), т.е. учение, признающее источником нравственности стремление человека к счастью. По Фейербаху, каждый индивид имеет право на счастье и стремится к нему; всеобщих образцов счастья нет, ибо оно индивидуально.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |