шпаргалка

[ Назад ]

Возникновение экзистенциализма относится к 20-м годам прошлого столетия, когда немецкий философ Мартин ХАЙДЕГГЕР (1889 – 1976) опубликовал свою книгу «Бытие и время». Вскоре после этого появляются работы другого немецкого философа К.Ясперса.

Исходным принципом экзистенциализма является его особое понимание человеческого существования, а именно утверждение, что у человека существование предшествует сущности.

Экзистенциализм обратился к важнейшим проблемам своего времени (смысла жизни, судьбы человека, его реакции на непонятный и тревожный мир, свободы, личной ответственности и др.), которые легко нашли отзвук в душах многих людей, особенно тех, кто растерялся перед лицом катастрофических событий новейшей европейской истории. В отличие от оптимистических форм философии, экзистенциализм рассматривал человека как конечное существо, «заброшенное в мир», постоянно находящееся в проблематичных и даже абсурдных ситуациях.

Проблему человеческой жизни экзистенциализм пытается решить с позиции индивидуализма. Начало начал экзистенциального философствования – одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Общество изображается как всеобщая безличная сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие, навязывающая личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды, убеждения, привычки. Живя в обществе, человек может перестать быть самим собой, отказаться от своей свободы, стать «как все», т. е. превратиться, по выражению Хайдеггера, в «das Man». Категория das Man выражает усредненность, невыразительность, стертость человеческого существования в безличном мире, в котором все анонимно, ощущение его заброшенности и неустроенности, ощущение абсолютной зыбкости мира, беспочвенности всех ожиданий, предчувствие заведомой несостоятельности, суетности всех начинаний.

В обычных условиях за господством das Man, за неподлинностью обыденного бытия скрывается экзистенция – подлинное существование. И лишь в особых условиях, в так называемых «пограничных ситуациях» открываются перед нами действительные глубины экзистенции. Этими условиями являются состояния глубочайших потрясений, например, состояния страдания, борьбы, страха, душевного заболевания или смерти.

Стандартизированный неподлинный мир Хайдеггера, в котором индивиды превращены в das Man и полностью «взаимозаменяемы», есть рисунок с «массового общества» с его усредненной индивидуальностью, где каждый хочет быть таким же, как все, а не самим собой, где никто не хочет «выделяться из массы», а потому невозможно сделать ответственным за свои поступки. Оправданно апеллируя к уникальности человеческой личности, Хайдеггер полагает, и не без основания, что общество способствует стандартизации, нивелированию личности, в обществе человек привыкает жить как все, он становится элементом массы. Однако в своем стремлении развенчать концепцию примата социального над индивидуальным он упускает из виду то, что человек, взаимодействуя с другими людьми, идет не только навстречу общему, но и обнаруживает неповторимые черты своей личностной уникальности. Повседневности бытия присуща сложная объективная диалектика, сводить которую только к усредненности значит упрощать социальное бытие, хотя было бы неверно и вообще отрицать определенную власть усредняющего начала над социальным бытием людей.

Он считает разум непригодным инструментом для исследования истины бытия, ибо разум по своей природе слеп к ценностям, а ценности являются именно тем, что приводит жизнь в движение. Связанный с повседневностью человек мыслит не рационально, а экзистенционально, в мышлении участвует человек целиком вместе со своими чувствами и желаниями, предчувствиями и опасениями, опытом и надеждами, заботами и нуждами. Чувства более открыты бытию, чем интеллект. Поэтому повседневный чрезвычайно личный мир может быть дан не дискурсивному (выраженному в понятиях) мышлению, но личному чувству и может быть выражен не в логике понятий, а в поэтических символах.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |