Одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии форм бытия. По способу существования бытие подразделяется, прежде всего, на две реальности: на материальный мир и идеальный мир. Материальная действительность существует сама по себе, независимо от воли и сознания людей и называется объективной реальностью. К ней относятся, например, звездное небо, Солнце, космическое излучение, магнитное поле, радиоволны, наше собственное тело, горы и долины, реки и моря, флора и фауна, электроны и планетные системы и т.д.
Существует реальность и другого рода. Например, наши мысли, знания, предрассудки, традиции, находящийся в стадии замысла проект дома, изложенные в книгах и рукописях идеи. Они существуют не в объективной реальности, а в нашем сознании, мышлении, воображении, т.е. в субъективной реальности. Субъективная реальность – это продукт деятельности человеческого мозга в виде мыслей, понятий, мнений, образов, предрассудков, научных и ненаучных знаний. Субъективным бытием обладают ценности, идеи, математические и логические понятия.
Учение, согласно которому материальный мир объясняется исходя из идеального, получило название идеализма. Учение же, которое берет за основу миропонимания материальный мир, объективную реальность называют материализмом. Как идеализм, так и материализм прошли долгий путь развития, имели много разновидностей и в истории философии представлены в равной степени великими мыслителями.
Древними философами было замечено, что всем вещам свойственно нечто общее, сохраняющееся при всех происходящих с ними изменениях, нечто пребывающее на фоне этих изменений. Это общее и сохраняющееся, то, что лежит в основе этих изменений, эта несотворимая и неуничтожимая основа всех явлений получила название субстанции.
Материализм Нового времени, продолжая в целом традиции античного материализма, придерживался представлений о материи как субстанции, как универсальном субстрате мира, понимая под этим бесконечную совокупность неделимых атомов. Для него характерно стремление определить материю заданием конечного множества присущих ей неизменных и всеобщих свойств. С этой точки зрения, материя - то и только то, что обладает определенным набором фундаментальных свойств, число которых может быть велико, но непременно конечно. Поэтому возможно в принципе исчерпывающее познание мира.
Идея единства мира принимается и в идеалистической философии, однако идеализм считает субстанцией мира духовное начало и соответственно выводит единство мира из его идеальной природы. Мир един постольку, поскольку он идеален, он порожден идеальной силой.
В противоположность идеализму, который исходит из признания идеальности мира, диалектический материализм утверждает, что мир в основе своей материален, что именно материя есть первооснова всего существующего. Отсюда – из понимания материи как субстанции всего многообразия явлений мира – естественно вытекает вывод о том, что материальность мира и представляет собой внутреннее основание единства мира.
Рассмотрим основные проявления материального единства мира.
Атрибутивное единство мира выражается в том, что все вещи характеризуются общими для них свойствами: все они объективны, существуют в пространстве и во времени, обладают определенной структурой, движутся, характеризуются внутренней противоречивостью.
Структурное единство мира проявляется в том, что в основе всех многообразных форм материи лежат некоторые общие принципы структурной организации материи, такие как неоднородность, атомистичность, многоуровневость, единство прерывности и непрерывности.
Номологическое единство мира т.е. общность фундаментальных законов природы и общества, выражается, во-первых, в том, что существуют всеобщие законы, которым подчинены все природные и социальные процессы и явления (принципы и законы диалектики), во-вторых, во всеобщем характере закономерной связи явлений, существующей в той либо другой форме повсеместно.
Важнейшим проявлением материального единства мира является всеобщая связь явлений, которая выражается как в целостности мира, в отсутствии в нем абсолютно изолированных вещей, процессов и явлений, так и в целостности отдельных материальных объектов, каждый из которых представляет собой систему, а не простое скопление элементов.
Взаимопревращаемость материальных явлений также представляет собой выражение материального единства мира: способность качественно различных систем превращаться друг в друга говорит об общности их внутренней природы, их внутреннем единстве.
Итак, мир бесконечно многообразен в своих проявлениях и в то же время един, ибо все конкретные вещи и отдельные явления, как бы велики не были различия между ними, есть формы существования материи.