шпаргалка

[ Назад ]

За свою сравнительно небольшую историю человек научился создавать «думающие машины», посылает на Луну, Венеру и Марс летательные аппараты, все глубже проникает в тайны микромира, но он все еще мало знает самого себя, собственное сознание, так что призыв Сократа «познай самого себя» остается актуальным и на сегодняшний день.

Проблема человека предстает и в наши дни как сложнейшая и неисчерпаемая. Сегодня, как никогда раньше, человечество сосредоточенно вглядывается в само себя и порой как бы вновь открывает Человека. Человек - самое поразительное творение природы и истории, будущее его прекрасно, утверждают одни мыслители. Человек - ошибка природы, ее злосчастное порождение, наделенное неисчислимыми пороками, у него нет будущего, он обречен на вырождение и гибель, считают другие.

Кто прав? Чем сегодня жив человек? Способны ли люди достигнуть согласия в понимании глобальных проблем?

Проблема человека, его положения в современном мире и его будущего, его развития и индивидуальной судьбы, его все усиливающегося влияния на окружающую природу и вместе с тем прогрессирующей зависимости от нее стала сегодня общественной проблемой, затрагивающей жизненные основы человечества. Неудивительно, что она оказалась центральной и в современной философии.

Нельзя сказать, что философия была застигнута врасплох: проблема человека всегда находилась в центре философского осмысления мира. История философии полна различных концепций сущности человека. В античной философии он рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе.

В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело, качественно противоположные друг другу, как возвышенное и низменное. Плоть человека, с точки зрения христианства, - арена низменных страстей и желаний, порождение дьявола. Отсюда постоянное стремление человека к освобождению от дьявольских пут, стремление к постижению божественного света истины. В силу своего грехопадения человек не властен над собой, полностью зависит от божественного милосердия и для своего спасения нуждается в божественной благодати. Этим обстоятельством и обусловлена специфика человеческого отношения к миру: здесь явно стремление не столько познать собственную сущность, сколько приобщиться к высшей сущности - Богу.

В эпоху Возрождения на человека стали смотреть как на творца собственной жизни и судьбы, оказывающегося по мере осознания своих сущностных сил и господином природы. Отсюда новое самосознание человека и новая его общественная позиция: самоутверждение, осознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Ему теперь не нужна милость Бога, ибо теперь он сам - творец.

Образ человека в философии Нового времени антропоцентричен. Если в средневековом миросозерцании в центре мироздания располагается Бог, то теперь, когда человек самоопределился как самоценный и самодостаточный субъект, он расположил себя в центре, вокруг которого как бы вращался мир. Новое время изменило не только пространственное, но и социальное измерение человеческого существования.

Марксистская философия, признавая родовую сущность человека, обращает главное внимание на раскрытие специфики общественных отношений, характера трудовой деятельности. Определение человеческой сущности марксистская философия ищет в специфической человеческой деятельности и бытии и находит его в человеческом труде. Труд, по Марксу, является не только средством к жизни, но и формой самоутверждения человека, в труде человек утверждает себя как родовое существо.

В своей практической деятельности каждый человек имеет дело с реально существующими условиями жизни, социальными и экономическими отношениями, наличными материально-техническими средствами. Человек не волен в выборе объективных условий своей деятельности. Однако человек обладает значительной свободой в определении цели своей деятельности, поскольку в каждый данный исторический момент существует не одна, но несколько вполне реальных возможностей развития. Свобода потому и свобода, что она представляет возможность выбора из спектра альтернатив. Наконец, человек более или менее свободен в выборе средств для достижения своих целей.

Свобода, таким образом, не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Она тем больше, чем больше человек сознает свои реальные возможности, чем больше средств находится в его распоряжении для достижения поставленных целей.

Человек - проект будущего, реализуемый в процессе прохождения жизненного пути, но прыгнуть выше заложенных в его природе возможностей он не в состоянии. Другое дело, в добро или во зло они претворятся. Именно в выборе одного из двух начал каждый человек принимает персональную ответственность, здесь, именно здесь проявляется его свобода воли.

Свобода воли – философское понятие, обозначающее проблему: самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях.

В соответствии с двумя сторонами этой антиномии выявились две философские позиции: детерминизм, отстаивающий причинную обусловленность воли, и индетерминизм, отвергающий ее. Правда, встречаются и смешанные доктрины свободы воли. Таков, например, дуализм Канта, согласно которому человек в одном отношении поступает необходимо, поскольку он часть природы и подчинен необходимой причинной зависимости, а в другом отношении – свободно, поскольку он есть нравственное существо, принадлежащее интеллигибельному миру, и в этом смысле природная детерминация над ним не властна. Как разумное существо интеллигибельного мира, человек обладает свободой воли, но в то же время он не свободен, ибо принадлежит природному миру, где господствует естественная необходимость.

Решение антиномии «свобода или необходимость» зависит от того, к какому направлению тяготеет автор решения – к эссенциализму или экзистенциализму, т.е. от того, что является для него исходным – эссенция (сущность) или экзистенция (существование).



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |