шпаргалка

[ Назад ]

Проблема сознания - одна из самых трудных и сложных проблем философии и естествознания. Трудность ее решения усугубляется невозможностью обнаружить психические явления с помощью органов чувств, что зачастую оказывается причиной сомнений в возможности познать феномен сознания. Так известный естествоиспытатель XIX века Дюбуа-Реймон среди «семи неразрешимых мировых загадок» природы назвал и проблему психики. По его мнению, человек принципиально не может познать свою психику, как не может вытащить себя за волосы из болота или увидеть себя в окно идущим по улице.

Сознание не может быть обнаружено с помощью органов чувств или приборов, поскольку оно внепространственно, непротяженно, невидимо, одним словом, нематериально: хирург, например, под черепной коробкой видит лишь серое и белое вещество мозга, но не сами психические процессы.

Существует два взаимополярных метода изучения сознания: объективный, согласно которому о наличии и содержании психических процессов человека судят по его поведению, мимике, жестам, а также по тому, что он говорит или пишет, и метод интроспекции (самонаблюдения).

Объективный метод основан, прежде всего, на том, что сознание находит свое выражение в поступках, практических действиях людей. Сущность этого метода хорошо выражена в старинном изречении: «По плодам их узнаете их». Что же касается метода самопознания, то он не является объективным, хотя игнорировать его значение и правомерность в деле изучения психики нет оснований.

Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. В итоге то, что считалось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Философы не изобретали то или иное понимание сознания, они воспроизводили реальную для определенной эпохи структуру человеческой духовности и реальное место сознания в ней. Во все времена структура духовного опыта была тесно связана со спецификой мировоззрения эпохи. Поэтому в зависимости от того, какое мировоззрение становилось господствующим в ту или иную эпоху - космоцентрическое, теоцентрическое, антропоцентрическое или социоцентрическое - менялось и понимание сознания.

Античная философия открыла лишь одну сторону сознания - направленность на объект. Другая сторона сознания - умение человека сосредотачиваться внутри себя, направлять внимание на свой внутренний мир - осталась вне поля зрения античной философии .

Потребность человека обращать внимание на свой внутренний мир возникла в системе христианства. Она была вызвана необходимостью общения с Богом, который не принадлежит этому миру. Пытаясь найти способы выражения религиозных переживаний, мыслители открыли новую грань проблемы сознания: сознание - это не только знание о внешнем мире, но, прежде всего, знание о собственном духовном опыте, его содержании. В средневековье стало ясно, что в сознании присутствует не только знание, но и переживание. А это явление морального порядка.

Мыслители Нового времени при анализе сознания радикально изменили понимание структуры внутреннего мира человека: они элиминировали из сознания переживание, оставив в его структуре лишь одно знание. В классической философии, особенно немецкой, сознание объявляется автономным и самодостаточным феноменом, из него выключаются все эмоции и переживания, оно теряет свою моральную направленность и становится чисто логико-дискурсивным порядком, призванным обнаружить и изучить объективный мир. Считается, что разум в недалеком будущем позволит разрешить все основные проблемы человека. Отсюда нацеленность сознания не на переживания, а на изучение объективного мира с тем, чтобы подправить и улучшить его в полном соответствии с логикой.

На социальную сущность сознания был сделан главный упор в марксистской философии. Марксизм исходит из того, что сознание – это продукт общественного развития и условие трудовой деятельности в обществе. Сознание как специфическая форма отражения и деятельности исторически могло возникнуть и возникло на уровне общества, социального организма. Согласно марксистской теории антропогенеза, человек выделился из животного мира благодаря труду, сопровождающемуся в свою очередь формированием способности к понятийному мышлению. Сущность такого труда заключается в предварительном изготовлении орудий труда и его общественной природе.

Важной стороной сознания является самосознание. Жизнь требует от человека, чтобы он познавал не только внешний мир, но и себя. Отражая объективную реальность, человек сознает не только этот процесс, но и самого себя, как чувствующее и мыслящее существо, свои идеалы, интересы, нравственный облик. Он выделяет себя из окружающего мира, отдавая себе отчет в своем отношении к миру. Осознание человеком себя как личности и есть самосознание. Оно формируется под влиянием социального образа жизни.





КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |