шпаргалка

[ Назад ]

От того, как трактуется истина, зависит зачастую и жизненная позиция человека и понимание им смысла жизни.

Одно из первых определений истины, ставшее классическим, было дано Аристотелем, который исходил из тезиса: знание истинно, когда оно соответствует вещам и их связям.

В процессе развития научного познания абстрактная постановка вопроса заменяется более конкретной. Мыслителей начинает интересовать вопрос: существует ли объективная истина, т.е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от самого человека? Решение этого вопроса приводит к размежеванию между материализмом и идеализмом.

Одна из распространенных концепций отрицания объективной истины – кантианство, причем Кант схватил сложность и противоречивость самого понятия истины. Кант прав, когда говорит, что обязательными признаками истинного знания являются необходимость и всеобщность. Но где источник этой необходимости и всеобщности? Выражают ли они свойства объекта или коренятся в субъекте и особенностях организации его мышления? При ответе на этот вопрос и проявляется субъективизм Канта. Он полагает, что наше сознание само строит предмет знания – не в том смысле, что оно придает ему бытие, а в том, что оно сообщает познаваемому предмету ту форму, под какой он только и может познаваться, - форму всеобщего и необходимого. Из этого Кант делает вывод, что не формы нашего ума сообразуются с вещами природы, а, напротив, вещи природы – с формами ума.

Основная трудность, с которой сталкивается исследователь при решении обсуждаемой проблемы - выявление взаимоотношения субъекта и объекта в истине. Сущность истины может быть вскрыта, если она будет рассматриваться как теоретическая форма разрешения противоречий между субъектом и объектом. Субъект и объект противостоят друг другу, но познание не разъединяет их, а связывает. И это оно делает посредством истины, которая в качестве результата человеческой деятельности субъективна, но содержание истины объективно, поскольку оно (содержание) не зависит от познающего субъекта.

Таким образом, истина может быть только объективной, и в то же время ее объективность является результатом субъективной деятельности человека.

Одним из важнейших положений диалектики в понимании истины является утверждение, что истина возможна только как процесс. Важно представить истину не в виде одноразового акта, посредством которого объект постигается сразу, в полном объеме, во всем многообразии своих свойств и отношений, а в динамике, в становлении и развитии, в виде процесса. Говоря словами Гегеля, истина – это не отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман, а динамичный процесс.

Если истина – не застывшее состояние, а динамичный процесс, то ее отношение к заблуждению нельзя абсолютизировать, нельзя противопоставлять истину и заблуждение всегда, всюду и во всех отношениях. Относительность противопоставления истины и заблуждения состоит, прежде всего, в том, что в реальном процессе познания нет истины в чистом виде. Истина в чистом виде существует только в абстракции, а каждый действительный процесс движения познания означает движение от менее истинного знания с элементами иллюзий и заблуждений к более истинному с меньшим содержанием последних. Несвободность разума от иллюзий и заблуждений есть результат того, что объективная истина достигается не сразу и не в полном объеме, а путь к ней труден и противоречив. Эти моменты иллюзорности и заблуждений находятся в рамках движения познания от относительной истины к абсолютной.

Абсолютная и относительная истины противоположны друг другу, но не в такой степени, как истина и заблуждение. Различие между ними состоит в степени полноты, глубины постижения сущности предмета. Термин «абсолютная истина» употребляется неоднозначно. Часто под ним подразумевают полное и законченное знание о мире в целом, выступающее в качестве предела стремлений разума, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему. Другой раз под абсолютной истиной подразумевают фактическое знание об отдельных явлениях, достоверность которого не вызывает сомнения. Это так называемые вечные истины типа: «дважды два равно четырем», «у птиц имеется клюв» и др.

Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его уточнение по мере развития познания. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных истин. Вообще говоря, абсолютная и относительная истины – это две стороны одной и той же объективной истины, две стороны одной медали. Существует одна объективная истина, которая одновременно в чем-то является абсолютной и в чем-то относительной. Отождествление объективной истины только лишь с абсолютной ведет к догматизму, а только лишь с относительной – к релятивизму.

Конкретность истины тоже связана с ее объективностью. «Вечная истина» потому и не является подлинно объективной, что она абстрактна, содержит весьма односторонние определения без указания на время, место и обстоятельства. Для подлинной истинности высказывания требуется раскрыть конкретные условия, при которых данная истина имеет место. В ином случае высказывание теряет свою истинность и может стать неопределенным и даже ложным. Для примера возьмем утверждение, что вода кипит при 100° С. Но в условиях большой разреженности атмосферы и низкого давления (например, высоко в горах) вода закипает при более низкой температуре. А при более высоком давлении (например, глубоко в недрах Земли) вода не закипает даже при 200° С.

Стремясь к достижению объективной истины, человек испытывает необходимость в критерии, с помощью которого он мог бы отличить ее от заблуждения. Казалось бы, все просто: человек выработал множество способов логического доказательства и ему остается только лишь в каждом конкретном случае удачно выбрать тот или иной способ. Но это не так. Ведь логическое доказательство в строгом смысле слова – это выведение одного знания из другого. Значит, в процессе доказательства знание не выходит из своей собственной сферы, оно как бы замыкается в себе. Где же выход? Может критерий истины нужно искать в данных ощущений и восприятий человека? Однако ощущения и восприятия не могут дать доказательства ни одного общего суждения, не говоря уже о более сложной научно-теоретической системе. Ведь каждое общее суждение охватывает бесконечное число единичных предметов, и как бы велико не было число наблюдений, оно не может охватить всех случаев. Кроме того, многие научно-теоретические положения касаются объектов, которые не воспринимаются непосредственно органами чувств человека.

Следовательно, ни логические доказательства, ни ощущения и восприятия не могут служить критерием истинности знания, ибо стремление найти критерий истинности знания в самом знании обречено на неудачу. Но где тогда искать этот критерий?

Критерий истинности знания следует искать в том, что связано со знанием непосредственно, определяет его развитие, но само им не является. Таким феноменом оказывается практика. Считая практику критерием истины, однако, мы не должны сводить ее к какому-то единичному акту, ибо, как и сама истина, практика является процессом деятельности человека. Как исторически взятый процесс практика является абсолютным критерием истинности, но как отдельный практический акт она относительна. Эта относительность критерия практики объясняет нам, почему отдельно взятый акт, например научный эксперимент, не может считаться абсолютным критерием доказательства истинности научной теории во всей полноте ее содержания. Конечно, каждый акт практики доказывает нечто в научной теории, однако все ее содержание может подтвердить только развивающийся процесс практической деятельности человека.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |