шпаргалка

[ Назад ]

История человеческого общества – это история множества народов и стран, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смен, войн и революций, короче – жизнь человечества, наполненная массой уникальных событий.

В отличие от исторической науки, которая интересуется реальным многообразием исторического процесса во всей ее конкретности эмпирических фактов, событий, дат, философия истории стремится иметь дело с универсальными принципами и методами, предназначенными для охвата всей истории; она старается обнаружить закономерности, скрывающиеся за видимым многообразием истории человечества, выяснить наиболее общие черты общественного развития.

Начало философии истории в европейской культуре положил средневековый теолог А.Августин. Согласно Августину история человеческого общества имеет начало – творение перволюдей, имеет и конец – победа христианства во всемирном масштабе.

Существенный поворот в осмыслении исторического процесса произошел в марксистской философии, в которой общество стали понимать как сверхсложную систему, организующуюся вокруг определенных принципов.

Маркс пересмотрел идеалистические построения младогегельянцев, сводившие историю к саморазвитию и самопознанию духа, насытил картину истории социально- экономическим содержанием и на основе материалистического понимания истории разработал учение об общественно-экономических формациях.

“Формационная концепция” общественного развития получила широкое распространение в философии и социологии 20 века, а в советской науке была единственно возможной концепцией. В западной философии и социологической науке параллельно с формационной получила распространение и “цивилизационная концепция”. Эти две концепции с их различными модификациями все еще остаются наиболее популярными и в современное время.

Заслугой формационного подхода является то, что в ее рамках впервые появилась возможность выявить то общее, что характерно для мирового исторического процесса. Учение об общественно экономических формациях дает ключ к пониманию единства и многообразия истории человечества.

Учение об общественно-экономических формациях позволяет увидеть единство в многообразных формах исторического процесса, дает возможность говорить о наличии магистральной линии развития общества. Идея формационности находится в тесной связи с идеей линейного, качественно возрастающего исторического времени, то есть с идеей общественного прогресса. Выделив последовательно сменяющие друг друга первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и будущую коммунистическую формацию, марксистская социология показала, что смена этих формаций – естественноисторический процесс.

Деление человеческой истории на общественно-экономические формации, хотя и является крупным вкладом в философию истории, не лишено определенного схематизма. Многие ученые, указывая на определенные трудности приложения пяти-членной схемы формаций к конкретной исторической действительности, отмечают, что так называемый «формационный редукционизм» чреват упрощениями и неоправданными сближениями разнородных и разнокачественных социальных систем .

В отличие от формационной концепции «цивилизационный подход» не подгоняет исторический процесс под объективные законы и не разглядывает жизнь через призму классовой борьбы и смены социально-экономических формаций, а описывает зарождение и гибель той или иной цивилизации, как отдельного целостного организма.

Цивилизационная концепция исторического процесса старается уловить конкретные особенности различных цивилизаций. Однако не следует абсолютизировать эти различия, изображая всемирную историю как совокупность историй, никак не связанных между собой своеобразных и замкнутых цивилизаций, каждая из которых, всплыв из пустоты, затем снова бесследно пропадает в пустоту, а между двумя бесконечностями ее небытия – краткий миг, когда она «есть». Есть именно сейчас и здесь, первозданная и самодовлеющая. И никак невозможно увязать разрозненные фрагменты историй этих цивилизаций в целостную картину всемирной истории.

Таким образом, цивилизационная концепция истории так же, как и формационная не лишена противоречий и слабостей. Поэтому возникает понимание рассматривать формационную и цивилизационную концепции как взаимно дополнительные стороны в составе новой научной парадигмы.

В историко-философской литературе конца ХХ в. большой резонанс получила статья Ф.Фукуямы «Конец истории», посвященная триумфу идеи политического и экономического либерализма.

Недовольный тем, что предлагают прежние авторы, Фукуяма выдвигает собственную версию конца истории. Но не является ли его доктрина таким же мифом, что и прежние, таким же очередным искушением поверить в то, что наконец-то найдена идеология, предлагающая окончательную форму социальной гармонии на все времена? Он может ответить, что имеет в виду идеологию принципиально отличную от прежних и даже противоположную марксистской. Но это не так. Ведь доктрина Фукуямы содержит в себе идею об окончательной форме социальной гармонии и по этому признаку, т.е. по признаку, который и является предметом данного обсуждения, ничем не отличается от критикуемых и отвергаемых им доктрин.

Вывод Фукуямы о том, что идеология политического и экономического либерализма дает окончательную рациональную форму общества, надо признать ошибочным. Надежда на признание всеми каких-то ценностей - надежда чересчур радужная, если иметь в виду силу эгоистических интересов.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |