шпаргалка

Творческий путь Мольера. Истоки и становление жанра высокой комедии. «Тартюф»: объекты сатиры в пьесе, способы создания характеров.

[ Назад ]
Вопрос №10
Жан-Батист Мольер – великий реформатор комедии. Художественный метод и творческая судьба великого комедиографа. Место комедии «Скупой» в наследии Мольера. Жан Батист (Поклен) Мольер(1622-1673). Отец дворцовый обойщик. Мольер не пошел по стопам отца, он выбрал актерство. По окончании клермонского колледжа, выполнив все обязанности по формальному завершению образования и получив диплом юриста в Орлеане, Мольер поспешил образовать из нескольких друзей и единомышленников труппу актеров и открыть в Париже «Блистательный театр». Взял псевдоним Мольер. Начинания не увенчались успехом. Мольер вступил в труппу бродячих комедиантов. В 1653 в Лионе он ставит одну из 1 своих пьес «Сумасброд». В 1658 он снова в Париже – это уже опытный драматург, актер. Театр М. обосновался сначала в помещении Пти-Бурбон, выступая три раза в неделю. В 1660 М. получил сцену в зале Пале-Рояля. За 14 лет своей творческой жизни в Париже М. создал более 30 пьес. Умер в 52 года, чз несколько часов после выступления в «Мнимом больном», где он играл главную роль. «Смешные жеманницы» (1659)- переносит моральную тематику трагедий с их условными античными персонажами в жанр комедии, изображ современ жизнь обычных людей. «Школа мужей» (1661), «Школа жен»- в центре конфликта проблема воспитания. Эти 2 комедии породили термин «высокая комедия». Новые принципы: 5 актов; стихотворная форма; подробные авторские ремарки, комментарии. Период расцвета творчества – 1664-1670 (Дон Жуан, Мизантроп, Скупой, Тартюф).
Сценическая судьба и сюжетно-композиционное строение комедии «Тартюф» Мольера. Ни одна комедия Мольера не принесла ему столько страданий, но и такого непреходящего успеха. 5 лет драматург вел борьбу за ее постановку, исправлял текст, смягчая критическую направленность комедии. Мольер направил свой удар на тайную религиозную организацию «Общество святых даров», которое занималось слежкой за неблагонамеренными согражданами и вероотступниками. Убирая конкретные намеки на деятельность «Общества святых даров», он достиг большего, показав, как религиозный фанатизм калечит души верующих. «Тартюф» в итоге стал притчей о том, что истовая набожность лишает человека здравого ума. Оргон до встречи с Тартюфом был заботливым отцом семейства, но ханжа и лицемер загипнотизировал его показной аскезой так, что благородный дворянин готов отдать мошеннику все, чем владеет. Имя Тартюфа вошло в историю, как нарицательное. В нем крупным планом показано лицемерие
Но чтобы комедия дошла до зрителя, Мольеру пришлось бороться с могущественными церковными властями 5 лет. Тартюфа М облачил в светские одежды, а название изменил на «Обманщик», но и так все узнали Тартюфа. Запрет на произведение нанес удар по мольеровскому репертуару. Тартюф- Лицемер. И здесь Мольеру неважно, дворянин это или буржуа. Нам неизвестна та среда, в которой приобрел эту черту. Существенна сама его страсть – лицемерие, психологическая черта, а не социальный фон. Это образ кристалльно чистый, выведенный из исторической среды. Мольер стремится создать чистое отвлеченное сценическое пространство и время. Это стремление к абстракции, характерное для классицистов, и это стремление сказывается еще сильнее в характерах. Мольер, типизируя образ, не может не придать герою и индивидуальных черт. Индивидуальная особенность Тартюфа заключается в том, что он носитель лицемерия. Он нагл, упрям. Это как человек. А как тип – воплощает то, что Мольер хочет в нем выразить, - сгущенное лицемерие. Одним из способов обрисовки такого образа является окружение героя. Он возникает из этого окружения. Тартюф же вообще обрисовывается окружающими. Оргон им восхищен. О нем рассказывает Дорина. Это окружение Тартюфа искусственно. Рукой Мольера с дороги главного героя убраны все препятствия. Обратная сторона беспредельной наглости и лицемерия Тартюфа – беспредельная доверчивость Оргона, его преданность Тартюфу. Второй способ достижения абстракции Мольером – гипербола. Он штрихами вводит эту гиперболу. Надо, чтобы гиперболизированная черта была правдивой, реальной, закреплялась в жестах, интонации, фразеологии, поведении, действительно характерных для человека, одержимого данной страстью. Тартюф абсолютен в своем мнимом благочестии: декольте Дорины прикрывает платком. Классицистический принцип характеристики Мольер доводит до последней степени законченности, превосходя в этом смысле самых ортодоксальных классицистов. Вообще принципы классицизма очень важны для него. Например, для него важно его тяготение к симметрии, к уравновешенности всех частей. У Мольера всегда действуют два героя, которые друг друга дополняют по методу контраста. В «Тартюфе» это наглый Тартюф и доверчивый Оргон. Но М не только изобличает лицемерие, он ставит вопрос: почему Оргон позволил себя обмануть? Оргон уверовал в набожность и святость Татртюфа и видит в нем своего духовного наставника. Оргон поверит скорее ему, чем собственным глазам. Причина этого –косность сознания Оргона, воспитанного в подчинении авторитетам. Эта косность не дает ему возможности критически осмыслить явления жизни и оценить окружающих его людей. Лицемерие, по определению М, основной гос порок Франции его времени. Лицемеры типа тартюфа безнаказанно господствуют в стране. И хотя идеальный король в конце пьесы поступает справедливо(что объяснялось верой М в справедливого и разумного монарха), общественная ситуация, обрисованная М, представляется угрожающей. В комедии можно обнаружить элементы фарса (Оргон прячется под стол), комедии интриги (история шкатулки с документами), комедии нравов (сцены в доме богатого буржуа), комедии характеров (зависимость развития действия от характера героя). В комедии строго соблюдаются классицистические правила: она призвана не только развлекать, но и наставлять.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |