шпаргалка

Поэзия барокко. Маринизм. Венсан Вуатюр.

[ Назад ]
Вопрос №3
Литературная ситуация во Франции 17в: основные направления и жанры, их представители и ведущие философы эпохи. Прециозная литра: от фр. Prcieux- изысканный, жеманный. В этой литре ценили шутки, экспромты, поиск необычного в обычном и сочетание в несочетаемом (все это черты барокко), представители – Венсан Вуатюр, Оноре д'Юрфе («Астрея»), Мадлена де Скюдери («Клелия»). Все собирались в особняках салонного типа, кружках. Основной кружок у маркиза де Рамбуйе. Бытовая литра: сюда входят писатели, творившие в жанре бытового романа – Шарль Сорель («Экстравагантный пастух»), Поль Скаррон («Комический роман»). Утопическая литра: Возникает в силу интереса к публицистике. В романах-утопиях подвергались переоценке традиционные взгляды, устои, институты, в них решались философ. И естественно-научные вопросы, представители – Сирано де Бержерак – автор 2 утопий «Гос-ва и империи Луны», «Гос-ва и империи Солнца». Опубликованы посмертно. Главное в романах – философские споры, где схоластика противостояла разуму и науке. Здесь он поддерживал взгляды Гассенди, т.е. материалистические. Бержерак отрицал бессмертие души и сатирически рисовал духовенства; Дени Верас д'Алле (история севарамбов); Габриэль де Фуаньи. Классицистическая литра: Жан Расин, Пьер Конрель (трагики), Мольер (комедиограф), Лафонтен (баснописец).
Перемены в политич жизни Франции приводят к тому, что яркая политич жизнь находит отражение в философских трудах. Пьер Шаррон- трактат о мудрости- напоминал опыты фр. Философа 16 в Мишеля Монтени. С одной стороны он воспринимает отдельные натуралистические идеи «опытов»; он скептически относится к документам в пользу бессмертия души, что повлекло ожесточенные нападки со стороны фр клерикалов, а с другой в своих сомнениях он развивает мысль о том, что невозможно достичь достоверных истин или бесспорных знаний, что связывает его со скептической критикой. Его идеи во многом были развернуты и продолжены Рене Декартом. Рене Декарт (рационализм) – предмет философии был изложен им самим в предисловии к «Начала философии».
Маринизм (итал. marinismo, также сечентизм итал. secentismo) — барочное литературное направление в Италии (по имени поэта Джамбаттиста Марино). Вычурность, словесная игра, орнаментализм, тяготение к пасторальным мифологическим сюжетам, присущие ещё придворным поэтам конца XV и XVI вв. (петраркисты, Саннадзаро, Тассо, Гварини, Тебальдео), нашли своё завершение в творчестве Марино и его продолжателей, возведших в культ манерную изысканность образов, цветистость метафор, жонглёрство стихотворной формой.
Вуатюр Венсан
французский поэт XVII века, видный представитель литературы барокко.
В эту эпоху был знаменит салон маркизы де Рамбуйе, где Вуатюр стал постоянным посетителем. Там собирались аристократы, знаменитые писатели и поэты. Этот салон был центром «прециозной мысли» или «прециозного стиля» (фр. precieux — драгоценный). Посетители салона именовали себя прециозниками (прециозницами), говорили на специфическом жаргоне, в котором вместо обычных слов преобладали метафоры, иносказания, перифразы. Поэзия здесь была развлечением. Основной темой такой поэзии были утонченные чувства и платоническая любовь, тогда как интерес к повседневной жизни отсутствовал вовсе.
Характерные для маньеризма элегантность и изящество стихов Вуатюра, его умение чутко реагировать на запросы публики сделали кумира салона Рамбуйе популярнейшим на протяжении всего XVII века поэтом. Он писал стихи на французском, испанском, итальянском языках, а также на латыни. Для ряда стихотворений Вуатюра характерен налёт бурлескного эротизма, что сближает его с маринистами в Италии: «Стансы красавице, у которой рукава были засучены и грязны» (A une Demoiselle qui avait les manches de sa chemise retroussees et sales), «Стансы о даме, юбка которой задралась при падении кареты» (Stances sur une dame dont la juppe fut retroussée en versant dans un carrosse). Среди других сочинений Вуатюра: «Красавица, встающая спозаранку» (La Belle Matineuse, 1635), «Сонет к Урании» (Sonnet a Uranie, 1647), а также выдержанные в галантном духе письма, сыгравшие большую роль в формировании эпистолярного жанра во Франции (опубликованы посмертно в 1650 г.). Они были адресованы, как правило, гостям и обитателям салона, или же лицам, находящимся вдали от Парижа.
. Род. в Амьене, в семье виноторговца; получил тщательное образование и довольно рано проник в салон маркизы Рамбулье (см.), где вскоре стал одним из самых желанных и популярных посетителей, своим остроумием заставив более знатных и родовитых гостей маркизы отказаться от взгляда на него, как на человека, вторгающегося в чуждую для него среду. Состоял одно время на службе у герцога Гастона Орлеанского и совершил вместе с ним путешествия в Испанию, Англию, Бельгию; впоследствии служил при королевском дворе и несколько раз исполнял разные официальные поручения; в конце жизни состоял на службе у графа д'Аво, заведовавшего финансами, что обеспечивало ему материальное благосостояние. В. считали когда-то изящным, изобретательным и тонким поэтом; его сонеты, рондо и проч. заучивались наизусть; автор сам читал их с большим успехом в салоне Рамбулье. Теперь поэзия В. давно забыта и производит, за немногими исключениями, впечатление чего-то крайне искусственного, деланного, условного. Точно так же действуют на нас теперь письма В., прежде считавшиеся образцами эпистолярного жанра или по крайней мере одной его разновидности - более шутливой, легкой, остроумной. С современной точки зрения, при всей их бойкости и живости, им недостает простоты, искренности; слишком часто ощущается погоня за остротами, каламбурами, искусными комплиментами, намеками и пр.; нас поражает бессодержательность иных писем, не искупаемая особою силою или оригинальностью таланта. Свои письма В. писал, главным образом, во время путешествий, чтобы не порывать связей с парижскими знакомыми. При жизни В. сочинения его не печатались; они были изданы только в 1650 г., его племянником. До конца XVII века многие выдающееся деятели (Буало, г-жа Севинье) относились весьма сочувственно к В. и его творчеству. Сочинения В. в последний раз были переизданы в 1855 г.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |