ооснов. пррин. по вульфу
1. Принципы, определяющиеся научным фактором
Они включают в себя, в свою очередь,
1.1. Дедуктивный компонент: выводы из теоретического знания о механизмах развития заболевания, опирающиеся на
а) Донаучные теории
б) Научные теории
1.2. Эмпирический (индуктивный) компонент: выводы из опыта ведения аналогичных пациентов, исходящие из
а) Неконтролируемых наблюдений
б) Контролируемых наблюдений
Второй класс принципов, определяющих клиническое мышление врача – это:
2. Гуманистическое мышление, включающее в себя:
2.1. Эмпатический компонент, вытекающий из понимания пациента как дружественного человеческого существа,
2.2. Этический компонент, вытекающий из этических норм и понимания того, что «хорошо» и что «плохо».
Как можно было бы понять подобную структуру принципов клинического мышления в свете современных медицинских концепций и той исторической эволюции этого мышления, которая была рассмотрена выше?
Главный вывод, как представляется, состоит здесь в том, что клиническое мышление врача оказывается многомерным и очень сложным образованием. Оно, с одной стороны, опирается на теории, подводя под них клинические данные (дедуктивный компонент), а, с другой стороны, распространяет опытные данные, полученные при наблюдении прошлых клинических случаев, на новых пациентов (индуктивный компонент). Здесь мы видим яркий пример взаимодействия теорий и фактов в единой интегральной структуре научного знания. Однако даже современное медицинское знание оказывается не вполне научным, считает Вульф. Оно способно опираться как на разного рода теоретические донаучные представления, так и на не вполне проверенные опытные данные (например, утверждения об эффективности лечения, еще не прошедшего проверку средствами современных рандомизированных испытаний). С этой точки зрения медицине предстоит еще большая работа по ослаблению влияния донаучных теорий и неконтролируемых наблюдений на мышление современных и будущих врачей.
С другой стороны, клиническое мышление врача выходит за границы только естественнонаучного знания, имея дело с человеком и его гуманитарным потенциалом. Клиническое мышление не может быть вполне эффективным, если оно не опирается на некоторый момент сочувствия врача больному и способности войти в его ситуацию и его внутренний мир (эмпатический компонент). Подобный опыт эмпатии может быть очень важным для врача и формироваться только в результате его длительного профессионального опыта. Например, терминальные больные или пациенты, испытывающие сильные боли, могут существовать в очень своеобразных внутренних мирах, доступ в которые для врача может быть значительно затруднен. В то же время подобное проникновение может оказаться очень важным для врача в процессе принятия клинического решения. Следовательно, важным является исследование опыта врачебной эмпатии, его возможное обобщение и создание новой практики медицинского образования, ориентированного на подобный гуманистический опыт клинического мышления.
Наконец, гуманитарная составляющая клинического мышления тесно связана с разного рода этическими представлениями – нормами, моральными обязательствами, определяющими принципы «хорошего» и «плохого» в тех или иных обстоятельствах медицинской практики. Первостепенную важность эта составляющая приобретает сегодня в связи с развитием новой междисциплинарной науки – биомедицинской этики, развитием новых медицинских и биотехнологий (в частности, бурно развивающихся сегодня нанотехнологий), в которых предполагается невиданная до сих пор возможность вмешательства в телесность человека, способность изменить саму природу человеческого существа. Как отреагирует на все эти вызовы современная и будущая медицина?
В ответе на этот вопрос важную роль будут играть как теоретические, так и этические принципы организации медицинского знания и практики.