Фиалософия Каннта.
Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?» Опыт по сути есть синтез материи, которая дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эти ощущения постигаются сознанием. В опыте выделяется два уровня формообразования (активности) сознания:
1.это субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании, чувства (материя) постигаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез.
2.это категории рассудка, благодаря которому связываются созерцания. Это рассудочный синтез.
Кант выделяет следующие категории рассудка:
1.Категории количества
1.Единство
2.Множество
3.Цельность
2.Категории качества
1.Реальность
2.Отрицание
3.Ограничение
3.категории отношения
1.Субстанция и принадлежность
2.Причина и следствие
3.Взаимодействия
4Категории модальности
1.Возможность и невозможность
2.Существование и несуществование
3.Предопределённость и случайность
Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности сознания.
«Что такое человек?»
Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание. Анализу Канта подверглись такие способности человека, как талант и гений. Талант, проявленный в изобретении и открытии, — высший уровень дарования, реализация данных от природы способностей. Гений — высшая степень творческой одарённости, проявленная в изобретении и открытии нового.
Бог — «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога — значит быть добрым и вообще истинно нравственным. В философии Канта нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры, есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей и представляет собою царство Божие на земле. Стремление же к господству нравственного миропорядка в земной и чувственной жизни, есть высшее благо. О наличии у человека истинных моральных чувств, нравственных чувств или достоинств можно судить по тому, как человек свои частные интересы или все благополучие жизни подчиняет моральному долгу — требованиям совести. Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками.
•«Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;
•«Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда — как к средству».
Видел необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Государство (в широком смысле) — объединение множества людей, подчинённых правовым законам.
Все государства имеют три власти:
•законодательная (верховная) — принадлежит только объединенной воле народа;
•исполнительная (действует согласно закону) — принадлежит правителю;
•судебная (действует согласно закону) — принадлежит судье.