Фиалософия Деакарта.
•Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм.
•В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления.
•Математика — мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.
В основе философии Декарта — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Отождествляя материю с протяжением, Декарт понимает её не столько как вещество, сколько как материальное пространство, заполняющее всю длину, ширину и глубину Вселенной. Части материи находятся в непрерывном движении, взаимодействуя друг с другом при контакте. Движение, которое Декарт сводил к перемещению тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу др. телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции Декарта является бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их.
Взаимодействие материальных частиц подчиняется основным законам или правилам:
«Первое правило состоит в том, что каждая часть материи по отдельности всегда продолжает оставаться в одном и том же состоянии до тех пор, пока встреча с другими частицами не вызовет изменения этого состояния».
«Второе правило, заключается в следующем:
когда одно тело сталкивается с другим, оно может сообщить ему лишь столько движения, сколько само одновременно потеряет, и отнять у него лишь столько, насколько оно увеличит свое собственное движение».
«В виде третьего правила я прибавлю, что хотя при движении тела его путь чаще всего представляется в виде кривой линии, тем не менее, каждая из частиц тела по отдельности стремится продолжать тело по прямой линии. Но невозможно произвести... ни одного движения, которое не было в каком-либо виде круговым,
В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качественном разнообразии природных явлений Декарт утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и делима до беспредельности (это противоречило идеям возрожденной во времена Декарта античной атомистики, которая мыслила мир состоящим из неделимых частиц, разделённых пустотами).
В одном из своих произведений Р.Декарт рассуждает о том, как лучше всего добраться до истины. Он считает что человек с детства впитывает в себя очень многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Так что если хотеть найти истину, для начало надо все подвергнуть сомнению. Так подвергнув все сомнению, мы можем прийти к выводу, что нет ни земли, ни неба, ни бога, ни нашего собственного тела. Что же останется ? Декарт отвечал на этот вопрос так: останется наше сомнение, верный признак того, что мы мыслим. И вот тогда мы можем утверждать, что существуем, ибо я цитирую: «мысля нелепо предполагать несуществующим то, что мы мыслим»
Что же такое мысль? Задает себе дальше вопрос Декарт. И отвечает что под мышлением он подразумевает «все то, что происходит в нас» все, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». «Мыслю, значит, существую»- его главный афоризм