Ранняя греческая философия о первоэлементах мира
Традиционно считается, что создателями древнегреческой философии
являются три мыслителя, жившие в Милете в VII–VI в. до н. э., — Фалес,
Анаксимандр и Анаксимен. Главная их заслуга состояла в постановке вопроса о
единой первооснове мира. Природа не является простым скоплением различных
предметов, как считали мудрецы предшествующих эпох. Все вещи, полагали милетцы,
имеют некую единую первооснову, общую субстанцию.
Первый греческий философ — основатель милетской школы Фалес (624–547 до н.
э.).Согласно преданию, Фалес был купцом и использовал торговые поездки для
контактов с мудрецами других стран.
Главная философская идея Фалеса, навсегда вписавшая его имя в историю науки,
выглядит довольно просто. Он считал, что первовеществом, из которого состоят все
вещи, является вода. Мыслитель различал воду как конкретное, ределенное вещество
и воду как всеобщее начало мира — влажную стихию, из которой все возникло и в
которую все возвращается. Вода как первооснова мира в сгущенном состоянии
создает твердые тела, а в более разреженном — жидкости и газы. Сама Земля
представляет из себя плоский диск, который плавает на поверхности безграничного
водного пространства. Эта картина имеет во многом еще мифологический характер,
но попытка найти единую природную, а не сверхъестественную первооснову всех
вещей поднимает учение Фалеса над мифологическим мировоззрением.
Анаксимандр из Милета (ок. 610–546 до н. э.)являлся, по-видимому, учеником
Фалеса.
Он считал, что Земля имеет форму цилиндра и неподвижно парит в центре мира в
окружении Солнца, Луны, звезд и планет.
Главная заслуга Анаксимандра в философии — развитие идеи Фалеса о первооснове
мира. Анаксимандр считал, что первоосновой мира не может быть конкретное
вещество — такое, как вода у Фалеса. Первоначало и первопричина не имеет границ,
поэтому философ называл ее «беспредельное», по-гречески — апейрон. Это
первовещество нигде не существует в чистом виде. Из него обособляются
противоположности теплого и холодного, дающие начало конкретным веществам. Любой
предмет или вещество — одна из модификаций неопределенной и беспредельной
материи, апейрона. Таким образом, Анаксимандр впервые поставил вопрос о
существовании материи как таковой, не похожей ни на один из ее конкретных видов.
Третий представитель милетской школы — ученик Анаксимандра Анаксимен.
Анаксимен считал, что первовеществом, первоосновой мира является воздух: «Из
него выходит все, в него возвращается обратно все». Земля и другие планеты парят
в воздухе. Воздух существует в двух состояниях: как первоначало мира и как
обычный, чувственно воспринимаемый нами воздух. Учение о воздухе включает в себя
важную новую идею о
процессах разрежения и сгущения, в результате которых из первоосновы образуются
все конкретные вещества. Ряд состояний первоосновы мира — воздуха — Анаксимен
выстраивает так: огонь—воздух (как
конкретное, чувственно воспринимаемое вещество)—ветры—облака—вода—земля—камни.
В учении Анаксимена происходит синтез, объединение идей его предшественников:
воздух является и конкретным веществом, как вода у Фалеса, и абстрактным началом
мироздания, как апейрон у Анаксимандра. Философия Анаксимена содержит в себе и
некоторые антирелигиозные выводы. Он считал, что даже боги созданы из воздуха, а
мир, по-видимому, не управляется сверхъестественными силами.
Главная философская идея милетской школы состоит, таким образом, в сведении
всего многообразия мира к единой первооснове вещей. Милетцы не сомневались в
изменчивости мира, в его существовании по неким природным законам, в возможности
познать эти законы.