6 Идеальное государство Платона
Философ считал, что наиболее совершенным было бы общество, устройство которого
полностью соответствовало бы «идее» государства. Платон — сторонник
аристократического рабовладельческого государственного устройства. В его
рабовладельческом обществе существует три сословия: философы, или правители (1),
стражи, или воины (2), и земледельцы
и ремесленники (3). Государственная власть принадлежит философам—аристократам.
Стражи образуют аппарат насилия, необходимый для защиты общественной системы.
Земледельцы и ремесленники производят все необходимое для государства. Рабы в
Древней Греции рассматривались как «говорящие орудия» и вообще не включались в
систему государственного устройства. Платон подробно рассматривал различные типы
государства и пришел к выводу о том, что лучшим из них является
аристократическая республика трех перечисленных сословий с философами-
правителями во главе.
Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное
сосуществование. Первое сословие образовано из людей, в коих преобладает
вожделеющее начало. Если в них преобладает добродетель умеренности, своего рода
любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди. Второе сословие
образовано из людей, в коих преобладает волевое начало, долг стражника -
бдительность по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности. Согласно
Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и
наиболее мудрые граждане..Правителями должны быть те, кто умеет любить свой
Город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. А
всего важнее, если они умеют познавать и созерцать Благо, то есть в них
преобладает рациональное начало и их можно по праву назвать мудрецами. Итак,
совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает
умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость.
Концепция справедливости заключается в том, что каждый делает то, что ему
надлежит делать; это касается граждан в Городе и частей души в душе.
Справедливость во внешнем мире проявляется только тогда, когда она есть в душе.
Поэтому в совершенном Городе должно быть совершенным образование и воспитание,
причем для каждого сословия оно имеет свои особенности. Большое значение придает
Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят
правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические
навыки с освоением философии. Цель образования - через познание Блага дать
образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать
Благо в своем государстве.