7 Учение Аристотеля о материи и форме
выделял в бытии два начала — материю и форму. Материя, с точки зрения
Аристотеля, — это только субстрат, вещество, возможность существования вещей.
Форма — движущее начало, «то, откуда движение». Материя не существует
самостоятельно, в чистом виде. Она остается в состоянии небытия, отрицания, так
называемой лишенности. Материя без движущего начала — формы — лишена жизни,
энергии, целостности. Она еще не стала действительностью,
а остается только возможностью. Действительностью материя становится в ее связи
с формой.
В реальных вещах оба начала бытия неразделимы: материя никогда не встречается в
чистом виде, она всегда соединена с формой. Разделить их человек не в силах, но
все движущее начало заключено только в форме. В «Метафизике» существование
особого, отличающегося от
материи движущего начала поясняется примерами такого рода: «Ведь как бы то ни
было, не сам же субстрат вызывает собственную перемену; я разумею, что,
например, не дерево и не медь — причина изменения самих себя, и не дерево делает
ложе, и не медь — изваяние, а нечто
другое есть причина изменения. А искать эту причину — значит искать некое иное
начало, а именно, как бы мы сказали, то, откуда начало движения». Движение, по
Аристотелю, — это процесс перехода потенциального бытия (материи) в актуальное,
т. е. реально существующее,
это обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей. Форма —
единственно активная сила, материя же пассивна, инертна, несамостоятельна. В
этом понимании связи материи и движения явно преобладает идеалистический подход.