13Ф-я Фомы Аквинского
Согласно Фоме, универсалии существуют трояко:
_«до вещей» в божественном разуме — как их вечные прообразы, нечто напоминающее
идеи Платона;
_«в вещах» — как их сущности;
_«после вещей» в человеческом разуме — как созданные человеком понятия.
Фома Аквинский считается систематизатором схоластики, сумевшим подвести итог ее
развития и разработавшим основы современной философии католической церкви.
Наряду с решением проблемы универсалий ему принадлежит другая крупная
религиозно-философская
концепция — систематизация аргументов, доказывающих существование бога. Он
сформулировал 5 доказательств его бытия.
Первое доказательство бытия бога основано на утверждении, что все,
что движется, движимо другим. Поэтому должен существовать первый
двигатель, которым является бог.
Второе — космологическое — доказательство исходит из понятия
действующей причины. В таком случае необходимо признать первую действующую
причину, которой и является бог.
Третье доказательство вытекает из взаимосвязи случайного и необходимого. Все
случайное зависит от необходимого. Существует первая необходимость — бог.
Четвертым доказательством являются степени качества, следующие друг за другом,
которые есть во всем сущем (есть вещи более совершенные и менее совершенные).
Должна, следовательно, существовать некая наивысшая степень совершенства, и,
опять же, ею является бог.
Наконец, пятое, так называемое телеологическое доказательство. В его основе
лежит полезность, целесообразность устройства мира. Следовательно, есть разумное
существо, которое направляет все естественные вещи к цели. Им является бог.
Касаясь проблемы соотношения веры и разума, религии и науки, он попытался
разграничить сферы их применения. Задача науки — объяснить закономерности
созданного богом мира.
Однако дать ответы на мировоззренческие вопросы, объяснить главные положения
христианской религии она не в силах. Ответить на эти вопросы способна только
религия. Поэтому необходимо разделить сферы применения религии и науки: наука
может свободно развиваться, изучая окружающий мир, но не должна вторгаться в
компетенцию религии и делать мировоззренческие выводы из своих исследований.
Фома выделил в человеческом познании три ступени: чувственное познание,
логическое познание и божественное откровение. Знание наиболее глубоких истин
бытия можно получить только через божественное откровение — прямое внушение
богом человеческой душе неких идей и представлений. Разум и чувства здесь
бессильны, они дают только знание простых явлений повседневной жизни. Поэтому
религиозное познание выше и совершеннее научного. Счастье человека состоит в
познании и созерцании бога.
Фома Аквинский сумел найти интересное решение проблемы свободы воли.
Он считал, что бог дал человеку свободу воли и перестал вмешиваться в его
повседневные дела. Человек может самостоятельно принимать решения и нести за них
ответственность, а после смерти его душа дает богу отчет о своих действиях.
Поэтому следует помнить об ответе, который мы будем держать перед богом, и
стараться совершать только благие дела. Таким путем удается сочетать идею
всемогущества бога с существованием в мире зла, со способностью человека
самостоятельно принимать решения, совершать поступки и отвечать за них.