17 Дуализм Декарта
В решении основного вопроса философии Декарт является представителем так
называемого дуализма, когда в качестве исходных принимаются сразу два начала -
материальное и идеальное. Причем Декарт был материалистом в своей физике, т. е.
в том, что касается объяснения природы, считал он, достаточно одной материи и
движения: дайте мне материю и движение, говорил он, и я покажу, как устроена
Вселенная, т. е. здесь не требуется никакой сверхъестественной силы, бога.
Аналогичным образом дело обстоит и с объяснением животных. Животное, считал
Декарт, это просто сложная машина.
А вот что касается человека и его души, то здесь без нематериальной души и бога
обойтись никак нельзя. Деятельность человеческой души, считал Декарт, никак
нельзя объяснить из механических принципов. А именно эти принципы во времена
Декарта были основой всякого естественнонаучного и вообще научного объяснения.
Особенность человеческой души и ее деятельности - мышления, состоит в том, что
последнее абсолютно пластично. Декарт согласен с тем, что человеческая душа
способна принять в себя абсолютно любое содержание и адаптироваться к любой
наличной форме действительности. В этом состоит ее специфика. И именно поэтому
душа, согласно Декарту, представляет собой особую нематериальную сущность,
духовную субстанцию божественного происхождения. Ведь никакое материальное
образование подобными свойствами обладать не может.
В связи с этим, однако, встает еще одна проблема - как возможно совпадение
способа движения нашего мышления, т. е. деятельности души, с формами самого
внешнего мира, самого объективного содержания. Каким образом они совпадают, если
совпадают? А если они не совпадают, то тогда невозможно само познание, и
объективное знание недостижимо.
Итак, что, а может быть, кто согласует движение нашего разума с движением самой
действительности? А бог его знает, отвечает Декарт. И это именно так, поскольку
не кто иной, как Бог согласует у Декарта порядок и связь идей с порядком и
связью вещей. Именно он в учении Декарта является гарантом объективности нашего
знания.
Ничего другого здесь быть не может, считает Декарт, потому что душа и материя,
мышление и протяжение являются совершенно разнородными субстанциями, которые не
могут взаимодействовать по законам естественной причинности. Их взаимодействие -
это чудо, а чудеса творить способен только Бог. Поэтому именно Бог, который не
может быть "обманщиком", и согласует у Декарта логику нашего мышления с
объективной логикой вещей.