шпаргалка

23 Фил-е взгляды Ницше

[ Назад ]

Родоначальник «философии жизни» Фридрих Ницше отказался от исследования законов

природы и традиционных онтологических проблем. В своих произведениях он обсуждал

вечные философские вопросы о сущности человека, смысле жизни и смерти, кризисе

культуры.

Ницше уделил основное внимание надиндивидуальным процессам в социальном

организме, прежде всего в сфере культуры.

Oсновные элементы его мировоззрения — идеи «воли к власти», «вечного

возвращения», переоценки ценностей» и «сверхчеловека».

Ницше стал в оппозицию к классическому рационализму. Для него основа мира — не

«бытие», изучавшееся предшествующей философией, а жизнь. Жизнь — это первичная

реальность, целостный органический процесс, предшествующий разделению материи и

духа, бытия и сознания. Она является вечным движением, становлением, постоянным

течением.

Сущность жизни, по Ницше, — это «воля к власти», т. е. некая сила, ненасытно

стремящаяся к господству. Сама жизнь является вечной борьбой этой воли за

власть, за господство — как внутри человека, так и в обществе.

Воля к власти стоит за всеми процессами физической и духовной жизни человека.

Любое обращение к разуму, истине, логически построенные системы доказательств и

аргументации на самом деле являются только заменяющими физическое принуждение

способами влияния одной воли на другую — индивидуальную или коллективную.

Идея «воли к власти» глубоко связана с идеями «переоценки ценностей» и

«сверхчеловека». Критикуя гуманистическую систему ценностей, Ницше утверждал,

что представления о равенстве и справедливости, гуманистическая мораль только

разлагают человеческую природу. Помогая слабым, общество зря растрачивает силы,

которые нужны ему для движения вперед. Философ перенес на общество дарвиновские

идеи естественного отбора. Отсюда его знаменитый призыв, резко отрицающий этику

европейского гуманизма: «Падающего — подтолкни». Во главе общества

должна стоять «высшая каста» сильных людей, которые имеют право господствовать

над серым большинством.

История человечества не есть движение вперед — она является только «вечным

возвращением» к идеалам прошлого, прежде всего к античной культуре. Поэтому

бессмысленно ожидать в будущем чего-то нового и прекрасного.

Причины кризиса современной культуры — рационализация человеческой жизни,

вызванная развитием науки (1); распространение христианской религии,

ориентированной на помощь слабым (2); и развитие демократических форм правления,

которые приводят к власти толпу, не способную к созданию высокой культуры (3).

Для восстановления гармонии культуры необходим сверхчеловек — вождь, стоящий

выше религии и морали, превосходящий всех современных людей силой своей

личности.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |