26 Необходимость и случайность
В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории
необходимости и случайности. Философский детерминизм имплицитно предполагает
существование объективной необходимости. Необходимость выступает в качестве
определяющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регулярной
обусловленности, выражаемой в понятиях закона и закономерности. Одновременно в
любой концепции детерминизма требуется и выявление ее отношения к существованию
в мире случайности. Необходимость - это то, что вытекает из самой сущности
материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит)
в главном так, а не иначе. Пример - развитие организма человека, прохождение
человеком нескольких последовательных стадий. "Необходимость" - это то, чего
нельзя обойти, что "не-обойти" ("не-обхо-дить"). Случайность же - то, что имеет
основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не
из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть,
может произойти так, но может произойти и по-другому.
Важным вопросом философского детерминизма является вопрос об объективном
познавательном статусе категории случайности. Суть проблемы заключается в
следующем. Если принимать принцип причинности, что для концепции философского
детерминизма обязательно, то и случайные явления следует считать причинно
обусловленными. Но обязательным признаком причинной связи является
необходимость, следовательно, случайность тоже необходима и объективное
противопоставление необходимости и случайности лишается смысла.
В истории философии предлагались два выхода из этой ситуации: или случайность
выводилась за рамки действия принципа детерминизма и постулировалось объективное
существование абсолютной случайности как ни чем не детерминированного события,
явления, процесса, или случайность объявлялась лишь продуктом нашего незнания
причин того или иного явления. Первое решение вело к отрицанию принципа
детерминизма, второе - к лишению категории случайности объективного
познавательного значения.
Но каким бы соблазнительным ни выглядело предложение отказаться в рамках
детерминистского учения от объективного существования случайности, в конечном
счете оно ведет к абсурдным выводам.
Если необходимости приписывается абсолютный, ни от чего не зависимый характер,
то случайности действительно не остается места в науке. Необходимость такого
рода приобретает характер рока, судьбы, предопределенной миру раз и навсегда
свыше. Как было показано ранее, и необходимость причинного обусловливания, и
необходимость закона зависят от наличия определенных условий. Необходимость
всегда опосредуется определенным кругом условий, наличие или отсутствие которых
не всегда определяется необходимостью. Эта предпосылка лежит в основе познания
наукой необходимости и целенаправленной деятельности людей по преобразованию
окружающего мира. Смысл экспериментальной деятельности ученых заключается в
создании таких условий, в которых исследуемая причинная связь или закон
проявляет свое действие с необходимостью. В равной мере человек использует в
своей деятельности знание законов, варьируя условия их действия. Необходимость
относительна. Говоря о необходимости того или иного предмета, процесса, явления,
мы всегда неявно или явно определяем и совокупность тех условий, по отношению к
которым явления являются необходимыми. Приписывая относительный характер
необходимости, мы одновременно должны приписывать относительный характер и
случайности. Одно и то же явление может выступать и как необходимое, и как
случайное, но по отношению к разным условиям. Одно и то же выступает как
необходимое в одном отношении и как случайное в другом, причем второй стороной
этого отношения выступают условия, совокупность различного рода факторов,
влияющих на процесс детерминации.