28 Субъект и объект познания, социальные и культурные предпосылки сознания
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться.
Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания
о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых
философских.
Гносеология (теория познания) исследует условия, механизм, принципы, формы и
методы познавательной деятельности человека. Познание в первом приближении можно
определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность
получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.
Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей,
принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную
деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть
индивид, группа, общество в целом.
Таким образом, познание - это специфическая форма взаимодействия субъекта и
объекта познания, конечной целью которого является получение истины,
обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта.
Гносеологическое отношение включает три составляющих; субъект, объект и знание
как результат познания. Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи,
который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником
знания, между субъектом и знанием, между знание" и объектом.
В первом случае возникает необходимость уяснить, каким образом осуществляется
переход от источника знания к его потребителю, выяснить характер опосредования,
понять, как объект становится достоянием субъекта. Другими словами, дать
объяснение тому, как объективное содержание познаваемого явления переносится в
голову человека и преобразуется в ней, становится знанием.
В истории философии сложилось несколько моделей гносеологического отношения
субъекта к объекту. Одна из первых моделей отношения субъекта и объекта
принадлежит древнегреческому мыслителю Демокриту. По его версии, субъект
фиксирует не объект познания, а его образ.
Что касается представителей философии объективного идеализма, то они исходили из
посылки о "непосредственной данности" объекта в мысли субъекта.
Чувственному миру, возникающему на время, а исчезающему насовсем,
древнегреческий философ Платон противопоставляет идеальный мир как
действительный и реальный.
Идеальный мир как объект познания сохраняет свою вечность, неизменность, а стало
быть, и ценность для познания. Чувственный мир поставляет мнения, а идеальный
мир - знание. Поскольку душа бессмертна, то, приобщаясь к миру вечности, она
несет в себе его отраженный свет (информацию). Анамнезис (припоминание) - это
метод восхождения души субъекта к идеям, к общему не путем обобщения частного и
единичного, а путем пробуждения в душе забытого знания, нахождение его в ней.
Найти знание в самом себе - это значит припомнить.
В своей философии Г. Лейбниц отрицает субстанциальную пропасть между Богом и
миром, утверждая принцип "предустановленной гармонии" как логического развития
взаимосвязи всех вещей мира, непрерывности их развития и совместимости.
Поскольку предустановленная гармония имеет онтологическую укорененность, то она
и выступает в качестве непосредственного объекта познания. Посредством смутных
восприятий человек "прислушивается" к миру, осваивает его.
Смутные перцепции (восприятие действительности органами чувств) связывают
воедино информацию о мире, обеспечивают "смутное знание" на уровне относительной
истины, как предпосылку подлинной истины на уровне интуитивного познания.
Г. Гегель свое гносеологическое отношение к миру выстраивает на базе принципа
"тождества мышления и бытия", "тождества логического и исторического".
Логическое развитие мира как саморазвивающейся Абсолютной идеи сопровождается и
ее самопознанием на уровне индивидуального сознания, истории общества и в формах
общественного сознания. Абсолютная идея и формы ее инобытия предстают как
единство, где исчезают границы между объектом и субъектом. С помощью разума
человек раскрывает свое тождество с духовной субстанцией мира, "распредмечивает"
объективный мир.
Познание — это взаимодействие субъекта и объекта. Именно поэтому и
познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе и субъективное — то,
что зависит от субъекта, и объективное, что определяется самим объектом и от
субъекта не зависит. Субъективная сторона познания обусловлена тем, что по
знающий субъект — это не абстрактный человек (коллектив или общество), а
конкретный субъект, деятельность которого связана с определенными социальными
отношениями, уровнем культуры.
Мировоззренческие и методологические установки, нравственные нормы и критерии
оценки оказывают существенное влияние на познавательный процесс.
Зания, навыки, установки — все то, чем «нагружен» субъект, составляют
предпосылочное знание; оно предшествует познанию, является его условием.
Предпосылочное знание может быть явным, когда оно логически оформлено и
зафиксировано в языке (вербализовано), и неявным — неосознанным и
невербализированным. Такое знание выражается в эмоциональных оценках,
интуитивно-художественных образах и т.п.