29 Формы чувственного познания
В составе научного знания обычно выделяют два основных уровня - уровень
эмпирического и теоретического знания. В эмпирическом знании преобладает
чувственное познание, т.е. вид познания, преимущественно опирающийся на данные
органов чувств - зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.
Обычно в чувственном познании, составляющем основу эмпирических методов научного
познания, выделяют три основные формы - ощущения, восприятия и представления.
Ощущения - это наиболее элементарные чувственные данные, своего рода "сенсорные
атомы" чувственного познания. Как правило, они просты по сенсорной модальности,
т.е. представляют из себя чистый звук, цвет, вкус и т.д., и, кроме того,
мгновенны во времени. В обычном состоянии сознания мы обычно не имеем дело с
ощущениями, и только когда человек засыпает или много выпьет, его чувственное
восприятие начинает "крошиться" на отдельные ощущения - мелькания вспышек света-
цвета, звуковые всплески, и т.д.
Восприятия - это уже более интегральная форма чувственного познания,
представляющие из себя комплексы ощущений, организованные в пространстве и
времени. Именно с восприятиями мы имеем дело в обычном состоянии сознания, когда
воспринимаем длящиеся во времени зрительные образы, состоящие из множества
цветов, степеней света-тени, или когда слушаем музыку, воспринимая множества
аккордов, сменяющих друг друга во времени.
Представления являются еще более высоким уровнем организации чувственного
восприятия, объединяя в себе множество восприятий в пространстве и времени.
Кроме того, ощущения и восприятия как бы навязываются человеку, мало зависят от
его воли. Например, обычно нельзя не видеть цвет, если глаз открыт, или нельзя
не слышать звук, если он звучит рядом. Наоборот, представления в гораздо большей
степени могут вызываться и убираться человеком по собственной воле. Классическим
примером представления является память, когда, допустим, человек вспоминает то,
что он воспринимал в прошлом. У подавляющего большинства людей представления не
такие яркие и сильные, как ощущения и восприятия, например, воспоминание цвета
не столь яркое, как сам этот цвет в момент его восприятия. Считается также, что
ощущения и восприятия возникают в момент взаимодействия с объектом, порождающим
эти чувственные образы, в то время как представление может существовать в
сознании человека, независимо от того, существует сейчас источник этого
представления или нет. Например, можно вспоминать лицо умершего человека, в то
время как уже нельзя зрительно воспринять его. Наконец, представление более
активно, в гораздо большей мере не только его присутствие-отсутствие, но и сам
состав может формироваться субъектом. Например, взяв части восприятий лошади и
человека, можно скомбинировать эти части в новый целостный образ - образ
кентавра, который никогда не воспринимался как таковой и потому принадлежит
только представлению. В силу большей активности, представление лежит уже на
границе между чувственным и рациональным познанием, обнаруживая в себе элементы
мышления.