37 Понятие культуры
Понятие культуры имеет своим содержанием систему материальных и духовных
ценно¬стей, способов их создания, формирования человека, способного осва¬ивать
опыт предшествующих поколений и современников и использо¬вать его для создания
новых ценностей. Культура целостна и несводима ни к одному из названных
элементов. Она имеет сложное строение, элементы которого выделяются по разным
основаниям.
Всякая куль¬тура включает в себя:
- устойчивые элементы, т. е. культурные универсалии;
- элементы преходящие, возникающие и исчезающие в конкретных исторических
условиях.
К культурным универсалиям относятся все родовые, общечеловеческие формы
общественной жизни: общественное производство, труд и игра, досуг и общение,
общественный поря¬док и управление, образование и воспитание, духовная жизнь
(правовое и нравственное сознание, искусство и т. д.). Они изначально
складыва¬ются как деятельность по преобразованию природной среды и как формы
созидания нового. Существуют и элементарные культурные универсалии: уход за
телом, воспитание детей, приготовление пищи, уборка жилища, погребение умерших и
т. д. Эти формы жизнедеятель¬ности в специфическом виде присущи образу жизни
всех цивилизо¬ванных обществ на протяжении их истории.
Исторически преходящие элементы присущи конкретным типам культуры, возникающим и
исчезающим в процессе эволюции обще¬ства. Тип культуры неотделим от своей
социально-психологической почвы, менталитета населения, породившей его
цивилизации. Прису¬щие типу культуры образ жизни, ценностные ориентации
поддержи¬ваются преемственностью традиций. Изменения, которым подвержена
культура, обусловлены наследованием новых признаков, возникаю¬щих необходимо или
случайно. Внутреннее единство богатейшего спектра разнообразных явлений
конкретного типа культуры обнару¬живается в символическом аппарате отличающим
его от других типов культуры. Античная, средневековая, культура Возрождения и т.
л. суть конкретно-исторические типы культуры, соответствующие различ¬ным эпохам
истории общества в целом и отдельных народов в осо¬бенности. Исторически
предшествующая культура не всегда исчеза¬ет, а переносится в последующие эпохи,
так что наряду с различиями (иногда существенными) имеют место черты сходства,
свидетельству¬ющие о культурной общности народа на протяжении его многовеко¬вой
истории. В свою очередь, конкретно-исторический тип культуры включает в себя
субкультуры, т. е. части, обусловленные этнической, региональной или религиозной
спецификой.