Ранняя гр. философия о первоэлементах
являются три мыслителя, жившие в Милете в VII–VI в. до н. э., — Фалес,
Анаксимандр и Анаксимен. Главная их заслуга состояла в постановке вопроса о
единой первооснове мира. Природа не является простым скоплением различных
предметов, как считали мудрецы предшествующих эпох. Все вещи, полагали милетцы,
имеют некую единую первооснову, общую субстанцию.
Первый греческий философ — основатель милетской школы Фалес (624–547 до н.
э.).Согласно преданию,
Фалес был купцом и использовал торговые поездки для контактов с мудрецами других
стран.
Главная философская идея Фалеса, навсегда вписавшая его имя в историю науки,
выглядит довольно просто. Он считал, что первовеществом, из которого состоят все
вещи, является вода. Мыслитель различал воду как конкретное, ределенное вещество
и воду как всеобщее начало мира — влажную стихию, из которой все возникло и в
которую все возвращается. Вода как первооснова мира в сгущенном состоянии
создает твердые тела, а в более разреженном — жидкости и газы. Сама Земля
представляет из себя плоский диск, который плавает на поверхности безграничного
водного пространства. Эта картина имеет во многом еще мифологический характер,
но попытка найти единую природную, а не сверхъестественную первооснову всех
вещей поднимает учение Фалеса над мифологическим мировоззрением.
Анаксимандр из Милета (ок. 610–546 до н. э.)являлся, по-видимому, учеником
Фалеса.
Он считал, что Земля имеет форму цилиндра и неподвижно парит в центре мира в
окружении Солнца, Луны, звезд и планет.
Главная заслуга Анаксимандра в философии — развитие идеи Фалеса о первооснове
мира. Анаксимандр считал, что первоосновой мира
не может быть конкретное вещество — такое, как вода у Фалеса. Первоначало и
первопричина не имеет границ, поэтому философ называл ее «беспредельное», по-
гречески — апейрон. Это первовещество нигде не существует в чистом виде. Из него
обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало конкретным
веществам. Любой предмет или вещество — одна из модификаций неопределенной и
беспредельной материи, апейрона. Таким образом, Анаксимандр впервые поставил
вопрос о существовании материи как таковой, не похожей ни на один из ее
конкретных видов.
Третий представитель милетской школы — ученик Анаксимандра
Анаксимен.
Анаксимен считал, что первовеществом, первоосновой мира является воздух: «Из
него выходит все, в него возвращается обратно все». Земля и другие планеты парят
в воздухе. Воздух существует в двух состояниях: как первоначало мира и как
обычный, чувственно воспринимаемый нами воздух. Учение о воздухе включает в себя
важную новую идею о
процессах разрежения и сгущения, в результате которых из первоосновы образуются
все конкретные вещества. Ряд состояний первоосновы мира — воздуха — Анаксимен
выстраивает так: огонь—воздух (как
конкретное, чувственно воспринимаемое вещество)—ветры—облака—вода—земля—камни.
В учении Анаксимена происходит синтез, объединение идей его предшественников:
воздух является и конкретным веществом, как вода у Фалеса, и абстрактным началом
мироздания, как апейрон у
Анаксимандра. Философия Анаксимена содержит в себе и некоторые антирелигиозные
выводы. Он считал, что даже боги созданы из воздуха, а мир, по-видимому, не
управляется сверхъестественными силами.
Главная философская идея милетской школы состоит, таким образом, в сведении
всего многообразия мира к единой первооснове вещей. Милетцы не сомневались в
изменчивости мира, в его существовании по неким природным законам, в возможности
познать эти законы.