Международные соглашения в области охраны автор-ских и смежных прав.
1. Бернская конвенция об охране литературных и художе-ственных произведений.
Бернская конвенция об охране литературных и художествен-ных произведений (1886 г.) является основным международ-ным соглашением в области авторского права.
Действие конвенции распространяется на все произведения в области науки, литературы и искусства. Конвенционная охрана предоставляется опубликованным или неопубликованным произведениям граждан государств- участников конвенции, а также произведениям авторов, не являющихся гражданами го-сударств-участников конвенции - в случае первого опублико-вания произведения в каком-либо из государств, участвую-щих в конвенции.
В вопросе определения объема прав авторов охраняемых на её основании произведений Бернская конвенция строится на основе применения двух принципов – национального режима охраны с обязательным соблюдением установленного конвенцией минимума прав, которые должны признаваться за автором во всех государствах Союза.
Принцип национального режима выражается в том, что авто-ры в отношении произведений, охраняемых на основании конвенции, должны во всех государствах, участвующих в конвенции, пользоваться правами, которые предоставляются в настоящий момент или будут предоставлены в последующем соответствующими законами этих государств своим гражда-нам. При этом Бернская конвенция основывается на принципе автоматической охраны.
Специально предоставляемые конвенцией права включают исключительное право автора разрешать воспроизведение своих произведений любым образом и в любой форме, перевод произведений, публичное исполнение любыми средствами и способами (применительно к драматическим и музыкальным произведениям), публичное чтение (применительно к литера-турным произведениям), передачу произведений в эфир, по кабелю, переработку произведения, а также включает так на-зываемое «право следования», которое означает право автора или его наследника участвовать в доходах от каждой после-дующей перепродажи оригиналов произведений изобрази-тельного искусства и оригиналов рукописей. Минимальный срок охраны произведений, охраняемых на основании конвен-ции, составляет жизнь автора и 50 лет после его смерти.
Республика Беларусь присоединилась к Бернской конвенции в 1997 г.
2. Римская конвенция об охране прав исполнителей, про-изводителей фонограмм и вещательных организаций.
Подписанная 26 октября 1961 г. в Риме Международная кон-венция об охране прав исполнителей, производителей фоно-грамм и вещательных организаций является старейшим меж-дународным договором, обеспечивающим охрану интересов этих трех категорий обладателей смежных прав.
Римская конвенция строится на основе сочетания принципа применения национального режима охраны и обязательного соблюдения прав, предусмотренных самой конвенцией.
Национальный режим охраны предоставляется исполнителям в любом из следующих случаев: исполнение имеет место в другом государстве-участнике; исполнение включено в фоно-грамму, охраняемую на основании конвенции; исполнение, не записанное на фонограмму, транслируется в передаче, охра-няемой на основании конвенции.
Национальный режим охраны предоставляется фонограммам при соблюдении любого из условий: изготовитель фонограм-мы является гражданином другого государства – участника конвенции; первая запись звука осуществлена в государстве-участнике конвенции; фонограмма впервые опубликована в государстве-участнике конвенции. Республика Беларусь вос-пользовалась предоставляемой конвенцией возможностью и сделала оговорку о том, что при определении круга охраняе-мых фонограмм не будет использовать критерий места записи фонограммы.
Минимальный срок охраны, предусмотренный конвенцией, составляет 20 лет, которые исчисляются с года, в котором бы-ла осуществлена запись исполнений или фонограмм либо имело место исполнение, не включенное в фонограмму, либо была осуществлена передача в эфир.
Республика Беларусь присоединилась к Римской конвенции в 2002 г.
3. Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.
Договор ВОИС по авторскому праву (1996 г.) был ратифи-цирован Республикой Беларусь в 1998 году.
Большинство материальных норм Договора определяются путем отсылки к нормам Бернской конвенции об охране лите-ратурных и художественных произведений.
Дополнительно к положениям Бернской конвенции Договор устанавливает следующие нормы. Компьютерные программы должны охраняться как литературные произведения в смысле Бернской конвенции, при этом охрана должна распростра-няться на все программы, независимо от способа и формы их выражения. Объектом охраны согласно Договору должны быть также компиляции данных или другой информации в любой форме, которые по подбору и расположению материала представляют собой результат интеллектуального творчества.
При определении порядка применения норм Договора во времени используется тот же принцип, что и в Бернской кон-венции об охране литературных и художественных произве-дений.
Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996 г.) имеет ограниченную сферу применения – он не распространя-ется на исполнения, включаемые в аудиовизуальные произве-дения.
Договор устанавливает минимальный 50 – летний срок охра-ны смежных прав исполнителя и производителя фонограммы. Республика Беларусь участвует в обоих договорах с 1996 г.