Воспитание и обучение в странах западной Европы в эпоху средневековья.
Церковные школыВ центрах церковного управления были соборные, или кафедральные,
школы (школы при кафедре епископа). Эти школы в ряде мест делились на внутренние
школы и внешние школы для детей мирян (во внешних монастырских и кафедральных
школах, как правило, учились дети дворян, реже — именитых горожан).Монастырские
и соборные школы, имели особые помещения, предназначенные для учения;
определенные сроки обучения не устанавливались. Учителями были духовные лица,
получившие навыки учебной работы.При ряде приходских церквей велось преподавание
в приходских школах. В школах обучались только мальчики. Приходские школы
помещались в каком-либо церковном помещении или на квартире того служителя
культа, который брал на себя обучение детей. Обучали в них чтению молитв на
латинском языке и церковному пению, реже учили письму. В приходской школе учение
продолжалось несколько лет: наряду с детьми учились и юноши и даже взрослые
люди, решившие постигнуть «книжную мудрость». Учитель не щадил своих учеников за
ошибки; жестокие телесные наказания были очень распространены. Основная масса
народа не получала образования в школах; дети воспитывались родителями в
повседневном трудеКурс обучения в монастырях и в соборных школах постепенно стал
расширяться, в него включены были грамматика, риторика и диалектика, а в
некоторых обучали еще и арифметике, геометрии, астрономии и музыке.
Воспитание светских феодаловСодержание рыцарского воспитания составляли «семь
рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом,
фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. До 7 лет старшие
сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они направлялись в замок к
вышестоящему феодалу (сюзерену), где выполняли обязанности пажа при жене
сюзерена. С 14 лет, с вручением меча, которое совершалось в торжественной
обстановке, до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить
верхом, умению владеть оружием., по достижении 21 года он посвящался в рыцари.
Младшие сыновья видных феодалов оставались дома, упражняясь в «рыцарских
добродетелях» и обучаясь у капеллана замка религии, реже — чтению, письму;
некоторые из них направлялись ко двору епископа и готовились к занятию высших
церковных должностей.Образование девушек знатного происхождения стояло несколько
выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили
особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских
авторов.
Возникновение университетов. Цеховые, гильдейские и городские школы. В XII веке
были открыты университеты в Италии, во Франции, в Англии и затем в других
странах. В Средней Европе в XIV веке открывается университет в Чехии (Прага) и
несколько позже в Польше (Краков).
Как правило, средневековые университеты возникали по инициативе ученых и
пользовались правом самоуправления, сами вырабатывая распорядок своей жизни,
избирая должностных лиц (ректора и др.), и тщательно защищали свои
права.Церковь, пользуясь монополией на обучение, пыталась сразу же подчинить
себе университеты, давая им различные привилегии и материальные средства
(бенефиции), основывала свои университеты. Так, был основан в XII веке Парижский
университет, послуживший образцом для других католических университетов.
Постепенно церковь начинает главенствовать в университетах, и богословский
факультет становится самым важным.
Средневековые университеты имели 4 факультета. На подготовительном, или
артистическом (факультет искусств), преподавались «семь свободных искусств»,
обучение длилось 6—7 лет, после чего окончившие получали степень «магистра
искусств». Далее м.б. продолжать образование на одном из 3 основных факультетов:
богословском, медицинском или юридическом, где обучение продолжалось 5—6 лет, и
получить звание доктора наук.
Основным видом занятий в университетах были лекции. Организовывались также
диспуты на основе тезисов докладов, которые сообщались заранее, а затем
обсуждались школярами.
В городах ремесленники и купцы не были удовлетворены церковными школами и вели
борьбу с монополией церкви в области образования. Ремесленники открывали свои
цеховые школы, где их дети обучались чтению и письму на родном языке, счету и
религии; обучение ремеслу велось дома в мастерской отца. Купцы также стали
открывать свои гильдейские школы, примерно с такой же программой. Обучение в
этих школах значительно отличалось от того, которое давалось в школах церковных.
Постепенно эти школы превратились в начальные городские школы, содержавшиеся
городскими самоуправлениями (магистратами).