Древнерусская педагогика
Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя,
воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали
навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость;
вы-носливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существо¬вал обычаи вручения
отцом лука и стрелы сыну, когда последний становился совершеннолетним. В семье и
родовой общине занимались и нравственным воспитанием детей, приучали их к
выполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам
общины, почитанию предков, большую роль в моральном воспитании детей .играло у
нашего народа его богатое устное творчество: сказки, песни, былины. Передаваемые
устно из поколения в поколение, они знакомили детей с жизнен¬ными явлениями
давали им представления о семейных и об¬щественных отношений. Сказки, былины
прививали детям любовь к труду, воспитывали у них любовь к родине, доброе
отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям.
В IX в. на территории Восточной Европы, возникло мощное Киевское государство,
оформился феодальный строй. Введенная в конце X века князьями официальная
государственная религия,— христианство—способствовала этому.
Князья и церковь стали распространять в народе переводные сборники поучений, в
которых имелись статьи и изречения педагогического характера, взятые из
различных религиозных источников. Рекомендовалось воспитывать у детей чувство
страха перед богом, беспрекословное повиновение воле старших духовенства и
правителей. Средствами воспитания считалось выполнение детьми с малых лет
религиозных христианских обрядов, заучивание молитв, соблюдение постов.
Утверждая, как и католическая религия, что природа человека греховна, право
славная религия рекомендовала также в качестве одной из мер воспитательного
воздействия физические наказания, которые яко¬бы должны были искоренять в детях
злое начало. Православное вероучение, как и католическое, оправдывало
эксплуатацию бед¬ных богатыми, угнетение народа князьями и их приближенными. Но
в народе новая христианская идеология часто переплеталась с прежним
мировоззрением, отражающим отношения, сложивши¬еся в бесклассовом, родовом
обществе И воспитание детей в широких массах населения также велось средствами,
исстари сложившимися в условиях патриархально-родового быта древних славян, лишь
отчасти на практику воспитания оказали влияние христианские представления о
сущности и содержании процесса воспитания. В XI в. в Киевской Руси были открыты
государственные школы для подготовки образованных людей из среды дружинни¬ков,
бояр, «княжих мужей». Князья и церковь создавали также школы, которые готовили
священников. Церковь, желая, чтобы народные массы быстрее оставляли язычество и
переходили в христианскую веру, организовывала обучение грамоте в монасты¬рях и
на дому у священников. Учебными книгами служили: азбука, часослов и псалтырь.
Часослов представлял собой сборник ежедневных молитв и обрядов, совершаемых
верующими в разное время дня. В псалтыри были собраны различные религиозные
песнопения — псалмы. Детей учили чтению, письму, пению.
Грамотность высоко ценилась на Руси. Все герои русских былин, богатыри
изображались грамотными людьми. 6 былине о буйном молодце Василии Буслаеве
рассказывается, как мать «дала его учить грамоте, грамота ему в наук пошла,
посадила она пером писать, письмо Василию в наук пошло; отдала она петью учить —
петье Василию в наук пошло».
Русские княжества в XIII в. попали более чем на два столетия в тяжелую
зависимость от монголо-татарских ханов. Завоеватели разоряли и уничтожали
древнерусские города, что повлекло за собой гибель библиотек, школ, книг,
множества куль¬турных ценностей. Однако, как показали археологические раскопки,
даже в это тяжелое время русская культура продолжала развиваться, широко была
распространена грамотность среди населения, особенно в северных княжествах,
которые или не подвергались нашествию, или не были сильно разорены, например: в
Новгород¬ской земле, в Тверском и Владимирском княжествах, в начавшем крепнуть
и возвышаться Московском княжестве.
Распространением грамотности в народе занимались люди, которых называли
«мастерами грамоты». Обычно это были дьячки или «мирские» люди, для которых дело
обучения грамоте стало их основной профессией. Обычно «мастера грамоты» по дого-
воренности с отцом или родственниками ребенка обучали его грамоте у себя дома
или в семье ученика. Иногда у мастера обучалось одновременно несколько детей, и
таким образом со¬здавалась небольшая школа. Учили по азбуке, часослову,
псалтыри, использовали и произведения устного народного твор¬чества.
В отличив от школ Западной Европы, где все обучение велось на латинском языке,
на Руси обучение грамоте происхо¬дило на церковнославянском языке, более близком
к разговор¬ной речи учащихся.
Политическое объединение русских княжеств вокруг Москвы, образование единого
Русского централизованного государства способствовало усилению роста товарно-
денежных отношений и городов, развитию на Руси ремесел и промыслов, культуры и
просвещения. В- XVI в. в Москве возникло книгопечатание, печатали многие книги,
в том .числе и учебные; открывались школы.