Теория свободного воспитания К.Н. Вентцеля
После революции 1905—1907 гг. широкое распространение получила среди педагогов
теория «свободного воспитания», идеи которой наиболее ярко выразил Константин
Николаевич Вентцель (1857—1947). Его сочинения «Освобождение ребен-ка», «Новые
пути воспитания и образования детей, «Этика и педагогика творческой личности»
насыщены острой критикой старой школы, свидетельствуют о большой любви к детям,
стремлении развить их творчество исканием новых путей вос¬питания. В этом
положительное значение выступлений К. Н. Вентцеля в тот период.
Но, критикуя старую школу, возмущаясь школьной политикой самодержавия, Вентцель,
как и другие сторонники теории «свободного воспитания», не мог, однако,
противопоставить ей положительный- идеал новой школы.
Идеи «свободного воспитания» в целом явились отражением в педагогике тех
упадочнических и нередко религиозных настроений, которые после поражения
революции 1905 г. были характерны для некоторой части мелкобуржуазной интелли-
генции, отшатнувшейся от революционной борьбы и пропо¬ведовавшей идеи
примирения- классов. Например, Вентцель говорил, что следует создать новую
религию, добиться гармо¬нической жизни, но не революционным, а мирным путем.
Большую роль он отводил новым школам, в которых «в единении» будут воспитываться
дети капиталистов и пролетариев, санов¬ников и швейцаров. Благодаря этому будто
бы прекратится борьба и наступит сотрудничество классов.
Вентцель взамен старой школы предлагал создать «дома свободного ребенка», где бы
не было учебного плана, про¬грамм, "классно-урочной системы. Эти «дома» могли бы
посе¬щать дети от 3 до 13 лет, они могли бы в зависимости от возраста и своих
интересов свободно объединяться в подвижные группы, чтобы поиграть, порезвиться,
заняться каким-либо про¬изводительным трудом, побеседовать со взрослыми и таким
путем приобрести некоторые знания и навыки. Систематического учения здесь не
предполагалось центром занятий должны быть мастерские. Вместо постоянных
учителей заниматься с детьми должны родители. Дети и родители составят
своеоб¬разную общину.
Протестуя против старой школы, Вентцель, таким образом, отрицал вообще
необходимость школы как центра органи¬зованного воспитания детей. Он искренне,
стремился развить творчество и инициативу воспитанников, но при этом
идеали¬зировал детей, переоценивал их опыт. .
Теория «свободного, воспитания», благодаря тому что в ней содержался протест
против реакционной школьной поли¬тики царизма, сыграла некоторую положительную
роль, но принципиально неверным в этой теории было: проповедь со¬трудничества
классов, отрицание необходимости революционной борьбы за новый общественный
строй, крайняя идеализация детей и отрицание права взрослых руководить их
воспитанием, обеспечивая осуществление идейно-политических целей и задач.
Единомышленники Вентцеля не связывали реформы воспитания и строительство
«свободной школы» с коренным преобразо¬ванием общественного строя в России, с
победой рабочего класса.
К. Н. Вентцель считал, что «дома свободного ребенка» могут облегчить переход от
старого социального строя, капиталисти¬ческого хозяйства и наемного труда к
новому социальному строю на основе свободного труда, при котором никто не будет
эксплуатировать другого. «Дома свободного ребенка», по мнению Вентцеля; «могли
бы содействовать более мирному, менее кровавому и менее насильственному
разрешению социального вопроса». .
Содержание воспитательной работы в «доме свободного ребенка» должно было
строиться на принципе удовлетворения индивидуальных текущих интересов и запросов
детей. Вентцель считал, что каждый ребенок имеет свою субъективную про¬грамму
образования и выбирает из сокровищницы знаний те, которые ему нужны для жизни.
«И размер всего этого,— писал Вентцель,— будет определяться как природными даро-
ваниями, так и наклонностями, вкусами и интересами каждого ребенка». Он ратовал
за крайнюю индивидуализацию обу¬чения.
В своей книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н.
Вентцель разработал- основы «свободного воспитания» детей дошкольного возраста.
Он предлагал создать наряду с «домом свободного ребенка» дошкольное учреждение,
названное им «идеальный детский сад».
Этот детский сад, по его мнению, тоже педагогическая община, в которой
воспитатель и дети — «две равноправные единицы». Он должен быть, по замыслу
Вентцеля. «маленькой хозяйственной единицей, трудовой ассоциацией, в
строительстве и жизни которой дети принимают самое активное участие» (труд по
самообслуживанию, изготовление пособий и игрушек, уход за растениями, животными,
сельскохозяйственный труд и т. п.). Детский сад .должен «стать местом счастья,
радости и свободы», местом удовлетворения всех общественных, научных,
эстетических, нравственных и прочих запросов ребенка, «местом цельной и
гармонической жизни ребенка». Здесь, как и в «доме свободного ребенка», не
должно быть про¬грамм, планов, расписания, а следует проводить план жизни самих
детей, т. е. эпизодические занятия по замыслу и сво¬бодному выбору детей. И
воспитатель детского сада, и дети — все должны быть творцами; в занятия?!
воспитателя с детьми должна преобладать педагогическая импровизация творче¬ство,
без всякой предварительной подготовки.
В «идеальном детском саду» воспитатели должны смотреть на ребенка как на
«маленького художника, которому надо только помогать _ совершенствоваться и
находить самостоятельно все более и более лучшие формы для воплощения красоты»
Из пластических искусств дети в детском саду Вентцеля должны были рисовать,
заниматься скульптурой (лепкой, формовкой из гипса), аппликацией,
металлопластикой. На этих занятиях им следовало предоставлять свободный выбор
тем для работ, по возможности широкий и разнообразный. Игры в детском саду,
считал Вентцель, тоже должны быть творческими, свободными будучи «методом
освобождения творческих сил», они изобре-таются самими детьми.
Практика работы этого детского сада, строившаяся вначале на основе теории
«свободного воспитания», из года в год изменялась и все более удалялась от
установок этой невер¬ной теорий свободного воспитания.