Педагогическая теория и деятельность А.Дистервега
Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспи¬тания, исходя из
которой он боролся против сословного и шовини¬стического подхода к решению
педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы
воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных прусса¬ков».
Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем
единстве. Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци
природосообразность. Природосообразность воспита¬ния в его трактовке — это
следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и
индивидуальных особен¬ностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать
свое¬образие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психо¬логии «основу
науки о воспитании». Большой заслугой Дистервега является его отношение к
педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на
необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров
педагоги¬ческого труда. В дополнение к принципу природосообразности Дистервег
вы¬двинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер.
Высшую цель воспитания Дистервег определял как «само¬деятельность на служении
истине, красоте и добру». При всей неопределенности этой формулировки в ней
со¬держатся прогрессивные идеи. Обучение должно спо-собствовать всестороннему
развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду
с его образователь¬ной ценностью имеет еще и нравственное значение. Большое
место отводил Дистервег в образовании детей отече-ственной истории и географии,
родному языку и литературе. Осо¬бенно высоко ценил он естественные и
математические науки. Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Он
выдвигает правило: «Заботься о том, чтобы ученики не забы¬вали того, что
выучили» — и советует возвращаться к пройденно¬му так часто, чтобы, оно не могло
изгладиться в памяти. «Не то¬ропись при изучении основ» — гласит одно из его
правил.
Педагогическая деятельность А. Дистервега.
В студенческие годы Дистервег познакомился с педагогическими идеями Руссо и
Песталоцци. Решающее влияние на формирование его прогрессивных педагогических
убеждений оказали годы деятельности (1813—1818) в образцовой школе города
Франкфурта-на-Майне, в которой работали ученики и последователи Песталоцци. Он
решил посвятить себя делу образования народа и длительное время возглавлял
учительские семинарии: сначала в Мерсе на Рейне, а затем в Берлине, которые
сумел сделать образцовыми. Он преподавал в семинариях педагогику, математику и
немецкий язык и одновременно являлся учителем опытных начальных школ при этих
семинариях. Плодотворную педагогическую деятельность Дистервег успешно совмещал
с большой литературной и методической работой. Дистервег горячо протестовал
против господствовавшего в Германии еще с XVI века конфессионального
(вероисповедного) обучения, при котором дети католиков и лютеран учились в
отдельных школах. Он настаивал на прекращении опеки церкви над школой и
осуществлении контроля над ней не священником, а специалистом-педагогом.
Когда реакционное правительство Пруссии усиленно стремилось предотвратить
назревавшую буржуазную революцию, Дистервег был уволен с должности директора
Берлинской семинарии, а в 1850 году он вынужден был уйти в отставку. Но
Дистервег продолжал оставаться руководителем немецких народных учителей, которые
избрали его сначала председателем Всегерманского учительского союза, а затем
своим представителем в прусскую палату депутатов. Еще при своей жизни он
заслужил почетное звание «учитель немецких учителей».