КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБРАЗВОАНИЯ, ОРИЕНТИРВОАННОГО НА ЧЕЛОВЕКА
(Е.В.Бондаревская)
Философские основания: Концепция человека (Н.А.Бердяев, Н.О. Лосский,
П.А.Флоренский
Диалоговая концепция культуры М.М.Бахтин – В.С.Библер
Культурологическая концепция Е.В.Бонаревская
Компоненты культурологического подхода в образовании:
o отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному
саморазвитию и самоизменению (свободная, целостная личность, способная по мере
своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению
в мире культуры и творческой самореализации; свободная активная
индивидуальность, способная к личностной самодететрминации в общении и
сотрудничестве с другими людьми, самими собой и культурой));
o отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой,
способному вести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее
индивидуальном самоопределении в мире культурный ценностей;
o отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами
которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в
достижении целей их культурного саморазвития;
o отношение к школе как целостному культурно-образовательному
пространству, где живут и воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых,
происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание
человека культуры.
Принцип культуросообразного образования определяет отношение между образованием
и культурой как средой, растящей и питающей личность (П.Флоренский), а также
отношение между воспитанием и ребенком как человеком культуры. Образование –
есть история становления личностного образа человека.
Образование – культуросообразный процесс (С.И.Гессен).
Цели образования совпадают с целями культуры, которая включает три слоя жизни
современного человека:
- образованность (овладение ценностями науки, искусства, нравственности,
религии);
- гражданственность (ценность права государственности);
- цивилизация (хозяйство и техника).
Задачи образования:
– приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности,
права, хозяйства, превращение природного человека в культурного;
- развитие культурных потребностей ребенка (культура жизненного самоопределения
как базовый элемент культуры)
Принцип культуросообразности предписывает создание в образовательном
пространстве различных сред, которые в совокупности составляют единое культурно-
образовательное пространство школы, где осуществляется развитие ребенка,
приобретение им опыта культурного поведения и оказания ему помощи в культурной
самоидентификации и самореализации своих творческих задатков и способностей.
Культурные функции ЛОО
Гуманитарная – сохранение и восстановление экологии человека, его
телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности,
нравственности (основа – механизмы понимания, взаимопонимания, общения,
сотрудничества, диалога); Защита и педагогическая поддержка каждой детской
индивидуальности, выявление и совместное с ребенком решение его жизненных
проблем средствами образования.
Культуросозидательная - сохранение, передача, воспроизводство и
развитие культуры средствами образования. Т.Е. отбор культуросообразного
содержания и воссоздание в образовательных структрах культурных образцов и норм,
проектирующих зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства
общественной жизни людей.!!! Интеграция образования в культуру и наоборот,
культуры – в образование.
Социализация - обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом
социального опыта. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и
общения в определенной культурной среде. Е продуктами выступают личностные
смыслы, определяющие отношения индивида к миру, социальная позиция,
самосознание, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и др. компоненты
индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет
для себя из социально опыта и сколько берет и как психика ее эти приобретения
качественно перерабатывает, какое придает значение. Образование должно заложить
в личности механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания,
сохранения своей индивидуальности.
Собственно принцип культуросообразности воспита¬ния был сформулирован Ф.А.
Дистервегом. Он обращал внимание на необходимость учета в воспитании усло¬вия
места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить.
Человек - продукт своего времени и его культуры. Человек как социаль¬ное
существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных
условиях среды жизне-деятельности - в конкретной культуре. С культурой че¬ловек
усваивает тот менталитет, который характерен для среды его жизнедеятельности.
Ядро содержания воспитания – универсальные общечеловеческие, общенациональные и
религиозные ценности культуры.
Основные требования принципа:
- приобщать ребенка с самого раннего детства к на¬циональной (народной)
культуре;
- наполнять всю воспитательную деятельность свое¬образием народного воспитания,
используя возможности народной мудрости (языка, традиций, обычаев и пр.);
- начинать социальное воспитание с родного языка, активно используя народные
песни, сказания, ли¬тературу и искусство. Культуры и языки других народов
изучаются на фоне родного языка и культуры;
- активно использовать в воспитании культурное на¬следие прошлого, культурные
достижения и возможности региона, достижения мировой культуры.
К понятию «культура»
Ценностный подход – культура, есть некая объективная по отношению к человеку
данность (совокупность достижений общества в его материальном и духовном
развитии). Механизм - интреиоризации
Деятельностный подход – культура, есть культурный способ деятельности,
качественная характеристика способов жизнедеятельности человека – как
общественной так и индивидуальной. Механизм - экстериоризации
Личностный подход – культура, все проявления человеческой субъективности,
свойства и качества, характеризующие «меру культурности общества, улкьурно-
исторической эпохи в ее человеческом измерении: уровень свободы, образованности,
нравственности, духовности людей, их способностей к культурному саморазвитию и
т.д.. Механизм – персонализации.