Воспитание в первобытном обществе
На самой ранней ступени развития общества, в период пер¬вобытнообщинного строя,
условия жизни были очень тяжелыми, и чтобы выжить, людям нужно было держаться
всем вместе, трудиться только коллективно. Все в этом обществе было кол-
лективным, не существовало социального неравенства и клас¬сов, люди жили в общих
жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.
В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в
доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании
средств пропитания — собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их
участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под
их руководством дети и подростки при¬обретали необходимые жизненные и трудовые
умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и
девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их
учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам
готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за
животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.
Дети являлись непременными участниками общинных праздни¬ков, включавших в себя
обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала
старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами,
традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспиты¬вать у младших
почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей
занимало устное на¬родное творчество: предания, песни и др.
Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная
подготовка под руководством са¬мых авторитетных и мудрых людей. Она
заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых про-
верялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрос¬лого члена родового
общества.
Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность
первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Применение
примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное
изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений
и опыта подрастающим поколениям. Сначала это происходило в процессе трудовой
деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание
становится особой сферой деятельности и сознания человека.В первобытном обществе
ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в
делах взрослых, в повседневном общении с ними. Мальчики участвовали вместе со
взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под
руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу,делали посуду и
одежду.На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для
жизни и воспитания подрастающих людей—дома молодежи, отдельные для мальчиков и
девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду,
«посвящениям».На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство,
земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением
трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более
многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными,
земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном
воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее
опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они
знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали
письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество
играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт
характера.
В результате дальнейшего развития появились зачатки военного воспитания:
мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В
возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки,
усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально
выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков
знаний, а с появлением письменности и письму.В условиях родового строя
воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.С
появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило
разложение первобытного общества. Возник индивидуальный брак. Семья стала одним
из важнейших общественных явлений, основной экономической ячейкой общества, к
ней перешли от родовой общины функции воспитания детей. Дети являлись
непременными участниками общинных праздни¬ков, включавших в себя обрядовые игры,
пляски, пение, жертво-приношения. Родовая община поручала старшим, умудренным
опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, тра¬дициями и историей
рода, с религиозными верованиями, воспиты¬вать у младших почитание старших и
умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное
на¬родное творчество: предания, песни и др.Переходу юношей и девушек в
полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством
са¬мых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась пос¬вящением, состоявшим
из публичных испытаний, в которых про-верялась готовность молодежи к выполнению
обязанностей взрос¬лого члена родового общества.
# Педагогическая мысль в Древней Греции
Педагогическая мысль. В публичных выступлениях и трудах древнегреческих ученых и
философов Сократа, Платона, Аристотеля и Демокрита содержатся ценные мысли о
воспитании и обучении.
Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а
познание самого себя, совершенствование нравственности.
Воспитание, по мнению Платона, д. б. организовано государством и соответствовать
интересам господствующих групп — философов и воинов. В своей пед. системе Платон
стремился объединить в единую систему удовлетворявшие его идеям черты
спартанского и афинского воспитания.Игре как средству воспитания малолетних
детей Платон придавал большое значение.Все воспитание в системе Платона
построено на глубоком презрении к физ. труду. Дети рабов к образованию не
допускаются.Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о
последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требование о
воспитании через положительный пример и др.
По Аристотелю, существуют 3 вида души: растительная; животная; разумная. 3 видам
души, по Аристотелю, соответствуют 3 стороны воспитания: физическое,
нравственное и умственное. Цель воспитания, по его мнению, состоит в развитии
высших сторон души — разумной и волевой.
Вершиной древнегреческой философии являются взгляды Демокрита. Он много внимания
уделяет в своих трудах вопросам воспитания, обращается к законам природы, к
подлинному знанию, которое разрушает суеверие и страх. Одним из первых Демокрит
выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. Демокрит подчеркивал огромную
роль труда в воспитании. Он предостерегал от дурного примера и считал очень
важным упражнения в нравственных поступках. Демокрит будил критическое отношение
к рабовладельческим устоям, звал к настоящему познанию природы, к соединению
воспитания с трудом.