Основные понятия древнегреческой педагогики: на материале учений Платона и
Аристотеля
Педагогика развивалась как часть единой тогда науки — философии и занимала
видное место в учениях античных мыс¬лителей: Платона, Демокрита, Аристотеля и
др.
Педагогические идеи Платона. Древнегреческий философ-идеалист, идеолог
рабовладельческой аристократии, Платон ро¬дился в знатной аристократической
семье и получил блестящее для того времени образование. Автор многочисленных
сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов
на организацию вос¬питания он изложил в трактатах «Государство» и «Законы». Эти
взгляды составляют органическую часть социальных воз¬зрений Платона и подчинены
общим задачам укрепления ра¬бовладельческого аристократического государства и
формирова¬ния рабовладельца. Воспитание, по мнению Платона, обозначает
воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственности и
добродетели. В понятие «учение» он включал приобретение знаний посредством
изучения наук, а главное свойство науки, по Пла¬тону, состоит в том, что она
«будит душу пользоваться мыш¬лением для истины». Платон считал, что внутренней
основой воспитания маленьких детей являются эмоции. Он утверждал, что первые
детские ощущения — это наслаждение и страдание и что они окраши¬вают детские
представления о добродетели и благе. Особое значение как средству воспитания он
придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произ¬ведений,
мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно
нужно читать и рассказывать ма¬леньким детям.
Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны
строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе,
приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы
рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же
время, что «все науки надо преподавать детям не насильно, а играючи», ибо
«свободный человек никакой науке не должен учиться рабски». Большое место в
воспитании он отводил песням и танцам.
В «Государстве» Платон выдвинул идею общественного воспи¬тания детей с самого
младшего возраста и предложил определен¬ную систему се организации. С 3 до 6 лет
всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для
игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за
порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся
читать, писать, счи¬тать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С
12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется
разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изу¬чают арифметику,
геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная
подготовка). С 18 до 20 лет они в эфсбии получают специальную военно-физическую
под¬готовку. На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим
возможностям должен остаться в разряде воинов, ремес¬ленников, земледельцев и
купцов. Только лица, у которых разум¬ная часть души, до 30 лет изучают
философию, развивают отвле¬ченное мышление, изучая в этих целях геометрию,
арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной
дея¬тельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интел-лектуальном
отношении продолжают свои занятия и, овладев фи¬лософией, становятся правителями
государства. Как видим, Платон заботился, прежде всего, о правильном, с его
точки зрения, воспитании и образовании детей рабовладельцев и свободных граждан.
Воспитание должно подготовить их к выполнению определенных социальных функций и
к управлению государством. Необходимо отметить, что Платон впервые рассматривал
во¬просы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для
дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.
Педагогическая теория Аристотеля. Будучи учеником Платона, Аристотель рано,
однако, разошелся во взглядах со своим учи¬телем, не принял его учения о
разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного
идеализма, он разработал ряд материалистических положений. Соответственно трем
сторонам души, каждая из которых тре¬бует особого воздействия, Аристотель
выделил три стороны вос-питания — физическое, нравственное и умственное,
составляющие одно целое. Аристотель видел цель воспитания в гармоническом
развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важ¬ным считал
развитие высших сторон — разумной и волевой. При этом он полагал необходимым
следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное
воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. Опираясь на принятое
в народе деление времени соответственно лунному календарю -«по седьмицам», он
разделил время воспитании, определив его в 21 год, на три периода: от рождения
до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста,
определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была пер¬вая
в истории педагогической мысли возрастная периодизации. Большое внимание
Аристотель уделял воспитанию в дошколь¬ном возрасте. «Ко всему, к чему можно
приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок»,— говорил он,
причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье. Следуя своему
принципу приридосообразности, Аристотель да: общую характеристику дошкольного
возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому
надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких -питание,
движение, закаливание. Дети должны заниматься подхо¬дящими их возрасту играми,
им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей
следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе.
В 7 лет мальчики переходят в государственные школы (женщи¬нам, считал философ,
не нужно давать такого образования, как мужчинам). Аристотель подчеркивал, что
школы должны быть именно государственные, а не частные, потому что воспитание
граждан — забота государственная: «Не следует... думать, будто каждый гражданин
— сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из
них является частицей госу¬дарства. А забота о каждой частице, естественно,
должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом» '. В школах дети
прежде всего попадают к учителям гимнастики, которые заботятся об их физическом
воспитании. Кроме того, в школе дети обучаются чтению, письму, счету, рисованию
и музыке. В более старшем возрасте юноши изучают литературу, историю, философию,
мате¬матику» астрономию. Музыке Аристотель придавал очень большое значение как
средству воспитания и эстетического и нравствен¬ного. Нравственное воспитание
детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках —
частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а,
наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными.