Основные формы средневекового воспитания
Разложение и упадок рабовладельческого строя привели к замене его новым,
феодальным. И хотя он был, несомненно, более прогрессивным, чем предшествовавший
ему рабовладельческий (ведь основная производительная сила — крестьянин имел
хозяй-ство и потому проявлял некоторую заинтересованность в труде в отличие от
раба), однако в основе феодального строя также ле¬жала частная собственность
феодалов, светских и духовенства, на землю, сопровождавшаяся жесткой
эксплуатацией работавших на ней подвластных землевладельцам крестьян. Крупной
полити¬ческой силой и идеологическим оплотом феодального строя была католическая
церковь. Она играла большую роль в жизни средне¬векового западноевропейского
общества. Церковь оправдывала эксплуатацию народных масс. Используя учение о
прирожденной греховности человека, она призывала к аскетизму, умерщвлению плоти
для спасения души в будущей загробной жизни и тем воспитывала у людей
долготерпение и смирение, покорность фео¬далам, учила, что жизнь на земле —
подготовка к загробному миру, в котором все будут вознаграждены за перенесенные
па земле страдания. Это отвлекало угнетенных от борьбы с насилием и
эксплуатацией.
Католическое духовенство крайне враждебно относилось к ан¬тичной культуре:
науке, искусству, школе; оно пропагандировало взгляд на ребенка как на существо,
от рождения причастное к «первородному греху», который следует побеждать путем
воспи-тания «в страхе божьем».
При монастырях существовали монастырские школы, при церквях — приходские школы.
Прежде всего они готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей,
но с течением времени в этих школах стали также учиться и те, кто не собирался
быть служителем церкви. Учителя — монахи или священники — воспитывали учащихся
мальчиков в духе христианской религии и нравственности, учили их читать и писать
на чуждом для них латинском языке, на котором велось католическое богослужение,
Дети зазубривали молитвы, учились церковному пению, счету. Обучение латинской
грамоте в средневековой школе велось буквослагательным методом, рассчитанным
исключительно на меха¬ническое запоминание, часто даже без понимания того, что
заучи¬вается. Процесс обучения был крайне трудным и длительным. За
неуспеваемость и малейшее нарушение дисциплины учеников под¬вергали тяжелым
физическим наказаниям.
При соборах, при кафедре епископа, были кафедральные, или соборные школы,
которые посещали, как правило, дети дворян и именитых граждан. Постепенно эти
школы стали давать учащим¬ся повышенное образование. Содержание его составляло
богосло¬вие и так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, риторика,
диалектика (начатки религиозной философии), арифме¬тика, геометрия, астрономия,
музыка. В соборных школах в основ¬ном готовилось высшее духовенство.
Светские феодалы (рыцари) получали иное воспитание и об¬разование, заключавшееся
в овладении семью «рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом, плавать,
фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и
петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца. Уметь читать и писать было
необязательно. Необходимые знания будущий рыцарь приобретал при дворе сюзерена,
где с 7 до 14 лет был пажом при жене феодала, а затем с 14 лет до 21 года
оруже¬носцем своего господина, сопровождал его в военных походах и на охоте. На
21-м году жизни юношу посвящали в рыцари, что сопровождалось особой
торжественной церемонией.
Дочери феодалов получали образование дома и в женских мо¬настырях, где их
воспитывали в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.
К XII—XIII вв. развитие ремесел, торговли и рост городов в Западной Европе
способствовали возникновению городской, преи¬мущественно светской, культуры.
Горожане, боровшиеся с фео¬дальным гнетом, выступали и против католической
церкви. В го¬родах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы
— гильдейские школы. В этих школах, созданных город¬ским населением, а не
церковью, основное внимание уделялось счету, чтению и письму на родном языке.
Религия не занимала в них господствующего положения. Цеховые и гильдейские
школы, которые впоследствии стали городскими начальными школами, содержавшимися
магистратами, нарушали монополию церкви в области обучения.