Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения
Деятели эпохи Возрождения — гуманисты — выдвигали на первое место культ человека
и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего
личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь социальной
верхушки общества. Для детей знатного происхождения гуманисты требовали
полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и
греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы.В
программу умственного образования гуманистами включались такие
естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика,
естествознание.Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против
суровой дисциплины. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес
к знаниям.В школах, которыми руководили педагоги-гуманисты, влияние церкви на
содержание обучения было слабее, однако религия все же занимала значительное
место.
В то же время продолжали развиваться городские школы, где проходили
первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для
девочек (как правило, частные). В большинстве городских школ обучение
осуществлялось на родном языке учащихся. Наряду с начальными школами в XVI веке
существовали повышенные (латинские) школы и средние школы (коллегиумы, гимназии)
с 8—10-летним обучением (для детей состоятельных родителей).
В различных странах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась по-
разному, отражая специфические особенности развития данной страны.
Так, в Италии гуманист Витторино да-Фельтре организовал школу, названную им «Дом
радости». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической
педагогики.Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Особенно
большое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основными предметами
обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники
занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое
значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека.
Одним из представителей педагогической мысли эпохи Возрождения был французский
писатель-гуманист Франсуа Рабле. Рабле был сторонником идеи наглядности,
жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей
действительностью.
Мысль о воспитании молодого поколения в процессе трудовой деятельности была
впервые высказана английским мыслителем-гуманистом Томасом Мором. Им же была
выдвинута идея о соединении теоретического образования с трудом.
Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической
мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового
образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации
самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового
воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности
между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке
учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит
естествознание. Мор был первым провозвестником педагогических идей раннего
утопического социализма.
Таким образом, зарождение и развитие в недрах феодального общества
капиталистического способа производства вызвало существенные изменения во
взглядах на воспитание. Появились новые теории. Появились и школы, которые
должны были удовлетворять потребности в образовании нового класса.