Педагогика И.Г. Песталоцци
Демократ по своим взглядам, Песталоцци хотел «для самого последнего бедняка
сделать возможным правильное развитие физических, умственных и нравственных
способностей». Он считал, что общая цель воспитания — проявление в детях
«истинной человечности», которая достигается путем гармонического раз¬вития у
каждого ребенка всех его природных сил и способно¬стей. В народной школе
Песталоцци отводил большое место под¬готовке детей низших сословий к предстоящей
им деятельности, но вместе с тем подчеркивал, что это всегда должно быть
подчинено высшей цели — формированию человека.
Воспитание, считал Песталоцци, должно носить природосообразный характер, т. е.
строиться в соответствии с детской природой. При этом он не идеализировал, как
Руссо, детскую природу, а полагал, что природным силам и задаткам ребенка
присуще стремление к развитию. «Глаз,— говорил Песталоцци,— хочет смотреть, ухо
— слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и
любить. Ум хочет мыслить». Задача воспитания заключается в том, чтобы путем
правильно составленной системы упражнений содействовать этому развитию.
Обеспечить гармоническое развитие ребенка в полном согласии с его природой
Песталоцци рассчитывал посредством разработан¬ной им теории элементарного
образования, которая включает физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и
умственное воспитание (приобретение элементарных знаний), причем все эти стороны
воспитания Песталоцци считал необходимым осуще¬ствлять в тесной связи и
взаимодействии.
Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного
образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых
простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному(включает физи-
ческое, трудовое, нравственное, умственное образование). Все эти стороны
воспитания предлагается осуществлять во взаимодейст¬вии, чтобы обеспечить
гармоническое развитие человека.
Песталоцци полагал, что главная задача воспитания — сформировать гармонически
раз-витого человек. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных
упражнений в делах, приносящих поль¬зу другим. В семье закладываются основы
нравст-венного поведения ребенка. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка
должно осу-ществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на
основе его отеческой любви к ним. Песталоцци полагает, что всякое обучение
должно основывать¬ся на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и
обобщени¬ям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слу¬ховые и
другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.
В основе теории элементарного образования лежит требова¬ние начинать воспитание
ребенка с простейших элементов, по¬степенно и последовательно подходить ко все
более сложному.
Цель физического воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все
природные физические задатки ре¬бенка, выработать у него соответствующие умения
и навыки и таким путем обеспечить общий, подъем его физических сил. Пе¬сталоцци
справедливо указывал, что физическое воспитание спо¬собствует формированию
человеческой личности, развитию его нравственных чувств и волевых качеств.
В основе физического воспитания детей, считал Песталоцци, лежит их естественное
стремление к движениям, которые осу¬ществляются посредством движения
суставов. Эти движения развиваются в играх, во всех разнообразных
проявлениях физических сил ребенка. Начала физического воспитания, по
Песталоцци, закладываются еще в семье, когда мать, помогая ма¬лышу
вставать, делать первые шаги, проводит с ним тем са¬мым «естественную
домашнюю гимнастику». Выработке у ребенка умения самостоятельно производить все
движения суставов способствует также его участие в простейших видах
домашнего труда.
Для полноценного физического развития ребенка, считал Пес¬талоцци, необходимы
подвижные игры. Он справедливо требо¬вал, чтобы учение и игра взаимно дополняли
друг друга и учителя умели использовать детские игры в воспитательных целях. На
основе естественного физического воспитания, полученного ребенком в семье,
Песталоцци строил всю последующую систе¬му школьной «элементарной гимнастики».
Песталоцци мечтал о создании особой азбуки умений, в которой физические
упражнения, как-то: нести, бросать, толкать, бороться, махать и т. д., будут
включены в простейшие виды трудовой деятельности. Он надеялся, что ребенок,
овла¬девший подобной азбукой, разовьется физически, станет ловким и одновременно
приобретет некоторые трудовые умения, которые он в дальнейшем с успехом
использует в жизни. Таким обра¬зом, Песталоцци тесно связывал физическое
воспитание с трудо¬вым, которому придавал большое значение не только в деле
физического, но и нравственного развития ребенка. Он подчеркивал, что посильная
трудовая деятельность способствует разви¬тию у детей человеческого достоинства,
трудолюбия, настойчивости, добросовестности и других положительных- нравственных
качеств.
Песталоцци решительно возражал против узкой профессио¬нальной подготовки детей
трудящихся, обычно сводившейся к выработке у них односторонних умений и навыков.
Он говорил об особом «образовании для индустрии», которое давало бы
будущим рабочим необходимые знания, развивало бы их спо¬собности, прививало
навыки, необходимые для производственной деятельности, способствовало воспитанию
у них высоких моральных качеств. Песталоцци предлагал на базе «элементарной
гимнастики» -проводить особую «индустриальную гимнастику».