шпаргалка

Спартанская и афинская системы воспитания.

[ Назад ]

Древняя Греция — страна, состоявшая из ряда небольших рабовладельческих

государств (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным

городом Спартой и Аттика с главным городом Афинами. В каждом из этих государств

сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская. Разница этих двух

систем была обусловлена некоторыми особенностями экономического и политического

развития и состоянием культуры государств. Но оба государства были

рабовладельческими, и система общественного воспитания обслуживала только детей

рабовладельцев. Рабы во всей Греции рассматривались лишь как «говорящие орудия».

Эксплуатация рабов в Спарте носила жестокий характер, и рабы нередко восставали.

Жизнь спартиатов была подчинена главному требованию — быть в состоянии военной

готовности, проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам.

Воспитание осуществляло государство, оно преследовало задачу готовить из детей

спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев.

С 7 лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в особого

рода государственные воспитательные учреждения, называемые агеллами, где

воспитывались и обучались до 18 лет. Руководителем их назначался известный

властям человек—педоном. Особое внимание обращалось на физическое воспитание

подростков: их закаляли, приучали переносить холод, голод и жажду, выносить

боль. Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям. Юных

спартиатов учили бегать, прыгать, метать диск и копье, бороться, пользоваться

приемами рукопашного боя, петь воинственные песни. К физическому воспитанию

присоединялись музыка, пение и религиозные танцы, носившие боевой, воинственный

характер.

Главной задачей было воспитание презрения, безжалостности к рабам у подрастающих

рабовладельцев. С этой целью они принимали участие в так называемых «криптиях»,

т. е. ночных облавах на рабов, когда отряд молодых спартиатов оцеплял какой-либо

городской квартал или район вне города и убивал любого раба-илота.

Нравственное и политическое воспитание давалось во время специальных бесед

государственных руководителей с молодежью, которой они рассказывали о стойкости

и мужестве предков в борьбе с врагами отечества, о героях. Детей приучали к

четкости и краткости ответов («лаконическая речь»).

Юноши 18—20 лет переводились в особую группу эфебов и несли военную службу.

Большое внимание было обращено на военное и физическое воспитание девушек. Когда

мужчины, подавляя восстания рабов или уходя на войну, оставляли город и жилища,

вооруженные женщины несли охрану и держали в повиновении рабов.

По-иному было организовано афинское воспитание. Экономическая жизнь в Афинах не

была такой замкнутой, как в Спарте. На рабов была установлена частная

собственность. В Афинах в V—IV веках до н. э. бурно развивалась культура.

Энгельс указывал, что в многообразных формах греческой философии имелись в

зародыше все позднейшие типы мировоззрения. В воззрениях некоторых философов

этого времени видны элементы и материализма, и диалектики. Развились

естествознание, математика, история, искусство, литература, замечательная

греческая архитектура и скульптура.

Афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и

нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного,

эстетического и физического воспитания. Но этот идеал полностью относился только

к социальной верхушке—рабовладельцам. Физический труд считался обязанностью лишь

рабов. Однако в результате расслоения среди рабовладельцев вычленилась

значительная группа малоимущих свободнорожденных и вольноотпущенников, которые

вынуждены были заниматься ремеслом или другими видами деятельности, в том числе

и учительской деятельностью. На них переносилось презрительное отношение со

стороны богатых рабовладельцев.

В Афинах дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали

посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье, приучаясь к

домашнему хозяйству. Жизнь женщины в Афинах была вообще замкнутой и

сосредоточена в женской половине дома (гинекее). Первоначально дети (с 7 до 13—

14 лет) обучались в школах грамматиста и кифариста (или одновременно, или

последовательно — сначала в школе грамматиста, а затем кифариста). Эти школы

были частными и платными, и поэтому значительная часть детей свободнорожденных,

но не имевших средств граждан (так называемого демоса) не могла получать в них

образования. Занятия в школах вели учителя-дидаскалы («дидаско»—я учу, позже:

«дидактика» — теория обучения). В школу мальчиков сопровождал один из рабов,

называвшийся педагогом (от слов «пайс» — ребенок, «агогейн»—вести).

В школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Применялся

буквослагательный метод: дети заучивали наизусть буквы по их названиям (альфа,

бета, гамма и т. д.), потом складывали их в слоги, затем слоги в слова. Для

обучения письму использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой

(стилем) писались буквы. Считать учились при помощи пальцев, камешков и счетной

доски, так называемой абаки, напоминающей счеты. В школе кифариста мальчику

давалось литературное образование и эс тетическое воспитание: он учился музыке,

пению, декламации (читались отрывки из «Илиады» и «Одиссеи»).

В 13—14 лет мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой

(школа борьбы). Здесь в продолжение двух-трех лет они занимались системой

физических упражнений, которая получила наименование пятиборья и включила в себя

бег, прыганье, борьбу, метание диска и копья и плавание. С ними велись беседы по

политическим и нравственным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в

палестре руководили наиболее известные граждане.

Наиболее обеспеченная часть молодежи поступала далее в гимнасии (позже —

гимназии), где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы

подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься

гимнастикой.

Наконец, как в Спарте, юноши с 18 до 20 лет переходили в эфебию, где

продолжалось их военное и политическое воспитание. Они учились строить

укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городских гарнизонах,

изучали морское дело, участвовали в общественных празднествах и театральных

представлениях.

Расслоение внутри рабовладельческого общества в Афинской республике сказалось в

области воспитания в том, что разностороннее воспитание стало доступно лишь

детям богатых рабовладельцев. Дети основной массы свободнорожденного населения

(демоса) не могли обучаться в школах. Отцы обучали своих детей ремеслу, а

некоторые и грамоте. Это было закреплено законом, согласно которому малоимущие

родители обязаны были обучать детей тому или иному ремеслу, в противном случае

дети освобождались в будущем от материальных забот о престарелых родителях. На

свободнорожденных, занимающихся трудом, рабовладельческая знать смотрела с

презрением. Рабы расценивались лишь как «говорящее орудие».





КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |