шпаргалка

Пинципы средневековой философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, сотериологизм.

[ Назад ]

В отличие от античной философии, считающей природу тем целым, в которое включалось все существующее, СФ напротив, уходит своими корнями в религию монотеизма (единобожия). Именно с религией (христианство, иудаизм, ислам) и связано развитие СФ.

СФ отличается теоцентризмом, где определяющей реальностью является не природа, а Бог. Теоцентризм реализуется на двух положениях: идее творения и идее откровения. Первая лежит в основе учения о бытии в СФ, вторая ? учения о познании.

Основной характеристикой СФ также является и креационизм ? учение о том, что Бог сотворил мир из ничего, и стоит над природой. То есть произошел отказ от идеи материи и формы, как начала в античной философии, и признание одного начала ? Бога, остальное ? его творение.

СФ пытается согласовать античную и христианскую трактовки бытия, и здесь сложились две традиции:

1. Основана на учении Платона и реализована в трудах Августина Блаженного. Он видел в Боге высший разум, и сотворенный им мир несовершенен и не обладает самостоятельность, то есть, зависим от Бога:

2. Основана не на разуме Бога, а на его воле. Которая сродни его могуществу (Дунс Скотт).

Фома Аквинский пытался сблизить обе идеи, опираясь на преобразованное учение Аристотеля. Учение Фомы интересно синтезирует античные и христианские традиции, а также учения противопоставляющие волю и разум, таким образом он стал наиболее известным деятелем в СФ.

В средневековье природа перестала интересовать философов, их внимание сосредотачивается на познании Бога и человеческой души. Человек считается ?разумным животным? и был создан ?по образу и подобию Бога?. Однако, хотя человек и живет в реальном мире, он сродни не только природе, но и Богу, он пришелец из другого мира, духовного, и должен туда вернуться.

Духовный мир несотворен, а знание в нем можно получить только через откровение, ключом к которому является вера. Бог недоступен для познания, и открывает себя человеку через Библию, толкование текстов которой и есть основной путь познания Бога. Сотворенный мир может быть познан через разум. Августин говорил. Что любое познание должно идти через веру. А Фома обращался не только к чувствам и интуиции, но и к рассудку и здравому смыслу, опыту.

Схоластика ? тип СФ, ставивший задачу рационально обосновать религиозные догмы.

Бог создал мир добрым, но его отравила злая воля. Зло не принадлежит природе, но оно есть недостаток или отсутствие добра. Зло ? отвращение от высших целей, гордыня либо вожделение. Классические аргументы религиозной философии (вслед за Фомой Аквинским) ? в мире много зла, так как много греха. Человек не может пользоваться, дарованной ему Богом, свободой во благо, это и есть корень зла. Таким образом не Бог, а человек ответственен за зло.

Условием возможности времени является, по Августину, строение души, в которой есть 3 установки:

1. Ожидание, устремленное к будущему;

2. Внимание, прикованное к настоящему;

3. Память, направленная в прошлое

Провиденциализм (от лат. providentia — провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека. П. присущ всем теистическим (см. Теизм) религиям — иудаизму, христианству, исламу. Развитое Августином провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому «царству божию» легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии. В 17 в. идеи П. развивал Ж. Б. Боссюэ (Франция). Начиная с Возрождения и особенно в эпоху Просвещения в противовес П. развивается рационалистический взгляд на историю как имманентный процесс — осуществление «естественного закона», разума и т.п. (см. Философия истории). Однако в 19—20 вв. П. продолжал оставаться философской основой многих идеалистических течений и направлений (в начале 19 века — Ж. М. де Местр, Ф. Шлегель; Л. Ранке и его школа в историографии; философия истории неотомизма и др.).

Сотериологизм- учение, которое выявляет смысл человека, смысл существования. Человеку дана абсолютная свобода выбора между добром и злом, а также человек единственное существо в мире, наделенное душой и вниманием, аналитическим разумом.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |

Tbpsl.com