шпаргалка

Гегелевское учение о субъективном, объективном и абсолютном духе

[ Назад ]

Третья часть философской системы Гегеля - философия духа - посвящена

рассмотрению “абсолютной идеи” на заключительном этапе ее развития, когда

она, покидая природу, “возвращается” к самой себе в качестве “абсолютного

духа”, т.е. “абсолютной идеи”, преодолевшей свое “отчуждение”, снявшей свое

отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем

протяжении всемирной истории. В природе, по Гегелю, духовное содержание

находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной

формой. Философия духа Гегеля есть идеалистическое учение о развитии

индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии

человечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории его

духовного развития, оказывается в конечном счете историей познания и

самопознания.

Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология,

феноменология, психология), учения об объективном духе (право,

нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени

самопознания “абсолютной идеи” (искусство, религия, философия).

В антропологии речь идет об индивидуальном развитии человеческой личности, об

отношении души и тела, о расовых различиях, различии человеческих

возрастов, о здоровье и болезненном состоянии человеческого организма, о

характере, темпераменте и.т.п. Характеризуя отличие человека от животного,

Гегель вслед за французскими просветителями указывает на первостепенное

значение прямохождения, давая, однако, чисто идеалистическое объяснение

этому факту. Правильно отмечая, что расовые различия не дают никаких

оснований для расизма, Гегель тем не менее полагает, что расы и нации

образуют различные ступени самоопределения “абсолютного духа”, ввиду чего

различия между ними в области культурного развития в принципе непреодолимы.

Исследуя человеческие возрасты, Гегель приходит к ошибочному выводу, что

выступление личности против существующих общественных порядков представляет

собой юношеское увлечение, которое исчезает вместе с переходом к зрелому

возрасту. Взрослый человек, мужчина, по мнению Гегеля, “работает в пользу

дела, а не во вред ему, заинтересован в сохранении существующего порядка,

а не в разрушении его...”.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |