Проблема бытия в экзистенциализме
Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:
• Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).
• Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувственный мир. Для Гераклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.
• Есть только небытие (Чанышев).
Экзистенциализм как целостное учение строится на принципиально новом понятии такой категории, как бытие. Экзистенциалисты стремятся понять бытие как нечто непо-средственное и преодолеть интеллектуализм как традиционной рационалистической фи-лософии, так и науки, предполагающей опосредование - этот основной принцип мышле-ния. Бытие, согласно экзистенциалистам, не есть ни эмпирическая реальность, данная нам во внешнем восприятии, ни та система связей, которая конструируется научным мышле-нием, ни мир умопостигаемых сущностей, познание которого составляло задачу классиче-ского рационализма; во всех этих случаях проводится различие и даже противопоставле-ние субъекта объекту. Преодоление этой противоположности объекта и объекта, если оно допускается, как, например, у Спинозы или Гегеля, для рационалистов возможно лишь в мышлении и является конечным пунктом, целью их философствования. Экзистенциализм рассматривает бытие как некую изначальную непосредственную, нерасчлененную цело-стность субъекта и объекта; познаваемое и познающее в их целостности должны совпасть, и бытие может быть постигнуто только через самое себя. При этом в качестве изначально-го и подлинного бытия выступает переживание субъектом своего "бытия - в - мире". Та-ким образом, бытие здесь дано непосредственно, в виде собственного бытия - существо-вания, то есть экзистенции. Для описания структуры экзистенции экзистенциалистами был использован феноменологический метод Гуссерля - в качестве структуры сознания выделялась его направленность на другое, интенциональность. В атеистическом варианте экзистенциализма, теоретиком которого был, в частности Сартр, экзистенция определяет-ся как бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Структура экзистен-ции описывается в виде набора модусов человеческого существования. Такие модусы эк-зистенции, как забота, страх, решимость, совесть определяются через смерть, как способ соприкосновения с ничто. Поэтому именно в пограничной ситуации человек прозревает экзистенцию как глубочайший корень своего существа. Важнейшим свойством экзистен-ции является выхождение за свои пределы, или трансцендирование. С точки зрения рели-гизного экзистенциализма, трансцендентное - это бог, и хотя он не познаваем, но все ду-ховное творчество есть выражение стремления к богу, попытка выразить его, хотя и тер-пящее крушение из-за невозможности адекватного постижения бога. А продукты этого творчества есть ни что иное, как шифры трансценденции .Экзистенциалисты-атеисты, в свою очередь, определяют трансценденцию как ничто, как глубочайшую тайну экзистен-ции.