Буддизм
В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о
происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и
устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен
срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с
тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением
и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к
истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.
Традиционно буддизм делят на Махаяну и Тераваду, так называемые Великую
колесницу и Учение старейших.
Отличительной чертой Махаяны является учение о Бодхичитте — стремлении к
спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное
сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него понятии Бодхисаттвы —
существа, готового отказаться от индивидуального достижения Нирваны с целью
спасения всех живых существ.
К Махаяне относится тибетский буддизм, китайский буддизм и несколько отдельных
буддийских школ.
Последователи Махаяны подразделяют буддизм на Великую Колесницу (собственно
махаяну) и Малую Колесницу («хинаяну»), которую называют также Колесницей
Шраваков и Пратьекабудд. Само название «хинаяна» (санскр. ??????, hinayana,
буквально «Малая колесница») было введено методически для обозначения буддистов,
ограниченных только стремлением к индивидуальному просветлению, и применялось в
исторической полемике с другими, ныне не существующими, школами раннего буддизма
и с целью объяснения понятия Бодхичитты.
Теравада — единственная сохранившаяся из школ Никая (раннего буддизма).
Применение по отношению к ней термина «Хинаяна» невежливо и некорректно.
Теравада активно использует понятие метта-бхавана, аналогичное понятию
Бодхичитты в Махаяне, и под определение Хинаяны не подпадает.
В тибетском буддизме вводится также понятие «ваджраяна» (Алмазная колесница или
тантрический буддизм). Иногда её считают отдельной, третьей колесницей, иногда —
одной из школ Махаяны. См. Тантра.
Эта ветвь распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии и России. Из Тибета
пришла в Монголию, оттуда — в Бурятию, Туву и Калмыцкую степь.
Некоторые индийские историки считают, что буддизм появился существенно раньше —
примерно в XVII веке до н. э. Подобная трактовка объясняет упоминание буддистов
в хрониках, датированных более ранним временем.