Объективный идеализм - одна из осн. разновидностей идеализма. Признавая
первичность духа и вторичность, производность материи, О. и. в отличие от
субъективного идеализма первоосновой существующего считает не личное,
человеческое сознание, а некое объективное, потустуроннее сознание - «абсолютный
дух», «мировой разум» и т. д. Рассматривая понятие как нечто первичное па
отношению к материальным предметам, О. и. тем самым мистифицирует действительные
отношения между ними. Так, уже Платон считал общие понятия извечно существующими
в «мире идей», а материальные предметы - бледными отблесками, тенями этих идей.
«Абсолютный дух» Гегеля является, по существу, не чем иным, как
абсолютизированным понятием, оторванным от материи и противопоставленным ей.
Отрыв общего (идей, понятий) от единичного (вещей) и абсолютизация первого
представляют собой, по словам Маркса, «тайну спекулятивной конструкции» О. и.
Помимо той разновидности О. и., к-рая абсолютизирует отдельные стороны
рациональвого познания, существует еще и такая, к-рая в качестве первоосновы
признает «неразумное идеальное» (Шопенгауэр, Э. Гартман). Эта разновидность О.
и. становится характерной для периода упадка буржуазной философии, когда в ней
особенна усиливаются иррационалистическиа течения (Иррационализм). В совр.
буржуазной философии О. и. представлен неотомизмом, персонализмом и др. школами.
О. и., как правило, сливается с теологией и является своеобразной философской
основой религии.